Краткое содержание пьесы свои люди сочтемся. А. Н. Островский. Свои люди – сочтёмся

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ

Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с военными! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками!”

В мечтах у нее – наряды, развлечения, блестящие кавалеры.

Липочка – девушка пустоголовая, да и вальсирует она дурно, хотя и взяла двадцать уроков у местного учителя танцев.

Маменька бранит Липочку за то, что она вертится-крутится, а Липочка отбивается: “Не очень-то вы, маменька, для меня значительны!”

Бранятся мать с дочерью. Липочка очень хочет выскочить замуж. Мать желает для нее жениха солидного, а дочери нужен “душка, милашка, капидон”!

“Капидон” – слово, производное от “Купидон”, божок любви.

Речь Липочки, ее матери и отца безграмотна до комичности. Они постоянно оскорбляют друг друга. И если Аграфена Кондратьевна питает все-таки животное чувство материнской любви к своей дочери (“Дайка я тебе лоб платочком оботру!”), то Липочка рвется прочь из дома – навстречу свободной жизни, где только наряды и развлечения.

За купца Липочка не хочет идти, только “за благородного”. И чтоб непременно был брюнет!

Приходит сваха, выпивает рюмочку, обещает “бралиянтового” жениха.

А у Самсона Силыча свои проблемы и заботы. Обращается он к стряпчему (мастеру состряпать судебные делишки) Рисположенскому (“говорящая” фамилия – от “напиться до положения риз”), горькому пьянице, чтобы тот помог ему не платить долги, объявить себя банкротом (несостоятельным должником). На самом деле деньги у Большова есть, вот только отдавать он их не хочет.

Рисположенский советует Большову продать или заложить все его лавки кому-нибудь, кто заслуживает доверия. И потом объявить, что он гол как сокол.

Извольте, если хотите, получить по двадцати пяти копеек за рубль долгу, а то вовсе останетесь ни с чем!

Самсон Силыч считает, что он вполне может довериться своему приказчику. Тот клянется в преданности, а на уме имеет только свою выгоду. Не зря фамилия этого ловкого молодого человека Подхалюзин – даже не подхалим, а подхалюза. Да и чего может ждать от него Большов, который взял его в лавку мальчишкой и унижал как мог, считая, что оказывает благодеяние?

Как же Подхалюзину не урвать свой кусок от сделки?

Знает он, что Большов купец богатый, только из жадности и даже для развлечения затеял аферу с банкротством.

Подхалюзин привлекает на свою сторону Рисположенского, посулив ему в два раза больше денег, нежели Большов.

И еще одна идея осеняет приказчика: а не заключить ли союз с Липочкой? Не жениться ли на ней?

За сватовство он обещает Устинье Наумовне соболью шубу и две тысячи рублей. Награда просто неимоверная!

А тому жениху, которого сваха уже нашла для Липочки, нужно просто сказать, что никакого приданого за невестой нет, потому как ее отец – банкрот.

Устинья, соблазнившись собольей шубой и огромными деньгами, обещает помогать Подхалюзину.

Большов соглашается отдать Липочку за Подхалюзина: “Мое детище! Хочу – с кашей ем, хочу – масло пахтаю!”

Липочка разрядилась в ожидании визита жениха. Мать смотрит на нее со слезами умиления, дочь отталкивает ее: “Отстаньте, маменька! Фи! Нельзя одеться поприличнее, вы тотчас расчувствоваетесь…”

Сваха сообщает, что “бралиянтовый” жених передумал.

Липочка в отчаянии. Большов объявляет дочери, что жених есть! И приглашает Подхалюзина: “Ползи!”

Липочка отказывается от такого несуразного брака, но отец ее не слушает.

Дочь Большова остается с Подхалюзиным наедине. Он показывает ей документы: “Ваш тятенька – банкрут-с!”

Подхалюзин соблазняет ее перспективами будущей жизни:

“Вы и дома будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости или в театр, окромя бархатных, и надевать не станем-с”.

И дом обещает купить Лазарь Елизарович, и оформить его с бьющей в глаза роскошью. А если Липочке его борода не нравится, так он изменит внешность так, как жена пожелает.

А родителям подчиняться не будут, сами заживут!

Олимпиада Самсоновна соглашается.

После свадьбы Липочка очень довольна своей жизнью: много у нее новых платьев, хороший дом, муж обещаний не нарушил!

А вот ни сваха Устинья, ни Рисположенский обещанной награды не получили. Обманул их Подхалюзин.

Более того, Большов сидит в тюрьме – в “долговой яме”. Подхалюзин и не собирается выплачивать его долги, хоть бы и по двадцати пяти копеек за рубль. Не нужны свежеиспеченным богачам ни отец, ни мать.

Свои люди, и сочлись по-своему – обманщик обманул обманщика.

А Подхалюзин открывает магазин и приглашает:

“Милости просим! Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем”.

(No Ratings Yet)

  1. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
  2. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – особое произведение, в котором автору удалось гармонично соединить в единое целое реальность и миф, романтичность и сатирическое описание повседневной жизни, сарказм, иронию и...
  3. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ БЕДНЫЕ ЛЮДИ Повесть в письмах предваряет эпиграф: Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать Что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то Всю подноготную в земле вырывают!.. Вот...
  4. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
  5. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  6. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  7. В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того,...
  8. Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и...
  9. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  10. КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ “НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и...
  11. Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля...
  12. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...

Купе-че-ская дочь на выданье, Олим-пиада Самсо-новна (Липочка) Боль-шова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начи-нает валь-си-ро-вать: она уже полтора года не танце-вала и боится, если что, «окон-фу-зиться».

Танцует плохо. Входит мать, Агра-фена Кондра-тьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скан-далят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! <...> Слышите, найдите мне жениха, беспре-менно найдите! <...> Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благо-родных», отец — бога-того, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старин-ному», Приходит Сысой Псоич Риспо-ло-жен-ский, стряпчий, выгнанный из суда за пьян-ство. Над ним трунят. Но пришед-шему хозяину, Боль-шову, стряпчий нужен всерьез: он поду-мы-вает, не объявиться ли несо-сто-я-тельным долж-ником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углуб-ля-ются в эту тему. Стряпчий сове-тует пере-пи-сать все имуще-ство на приказ-чика Лазаря Елиза-рыча Подха-лю-зина. Входит и он, расска-зывая, как учит продавцов в лавке наду-вать поку-па-телей «поесте-ственнее».

Большов читает газету. В Москве — цепь банк-ротств, в основном, судя по всему — «злостных», наме-ренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов есте-ственно влечет следу-ющие. «Да что они, сгово-ри-лись, что ли!.. Тут их не пере-счи-таешь...» И купец реша-ется. Главный вопрос: можно ли дове-рять тому, на кого пере-пи-шешь свое добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подха-люзин шлет маль-чишку Тишку за ряби-новкой для Риспо-ло-жен-ского, к кото-рому у него дело, и преда-ется мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и пополь-зуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет ника-кого, потому он сам <...> против закона идет!» Лазарь влюблен в Липочку и строит уже новые планы, вклю-ча-ющие женитьбу на ней: «Да от эдакого удоволь-ствия с Ивана Вели-кого спрыг-нуть можно».

И, угощая стряп-чего, спра-ши-вает, сколько ему обещал Большов за «всю эту меха-нику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьем», — если она отвадит уже наме-чен-ного «благо-род-ного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорен. Приез-жает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: пока-за-лось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скром-ни-чает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, пере-вести побольше добра не на приказ-чика, а на буду-щего зятя — в инте-ресах Боль-шова.

В доме гото-вятся к сватов-ству. По-своему торже-ственно настроен и Самсон Силыч, но появ-ля-ется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених каприз-ни-чает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдем? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», — говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присо-еди-ня-ются ключ-ница Фоми-нишна, Риспо-ло-жен-ский, Лазарь, и Большов торже-ственно объяв-ляет Лазаря женихом. Пере-полох. Липочка просто скан-далит. «Велю, так и за двор-ника выйдешь!» — цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. <...> Вы, маменька, вспом-ните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, остав-шись с глазу на глаз с разъ-яренной Липочкой, сооб-щает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! <...> Да что же это такое со мной делают? Воспи-ты-вали, воспи-ты-вали, потом и обан-кру-ти-лись!» И Липочка, помолчав, согла-ша-ется, с усло-вием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начи-на-ется семейное торже-ство. И Большов объяв-ляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо прида-ного, да из налич-ного отсчи-таем. <...> Только нас со старухой корми, да креди-торам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом гово-рить? <...> Свои люди — сочтемся!» Торже-ство в разгаре. Сваха льет вино за шиворот стряп-чему.

Начальные ремарки послед-него действия: «В доме Подха-лю-зиных богато мебли-ро-ванная гостиная. Олим-пиада Самсо-новна сидит у окна в роскошном поло-жении, на ней шелковая блуза, чепчик послед-него фасона. Подха-люзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета насла-жда-ется счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит фран-цуз-ский компли-мент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подха-люзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собо-льего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпу-стили», — угля-дела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпу-стят; а надо пола-гать, <...> так отпро-сился домой» — и Лазарь зовет тещу.

Большов и раньше жало-вался на здоровье; «словно с того света выходец» — причи-тает жена. Он хочет отдать креди-торам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и соби-рался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заклю-ченных долж-ников содер-жали за счет креди-торов). Но сидеть Боль-шову, а решать Подха-лю-зину: теперь деньги — его. И он отка-зы-ва-ется при полной Липоч-киной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! <...> — Выру-чайте, детушки, выру-чайте! <...> Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прика-жете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опом-ни-тесь! Ведь я у вас не мило-стыню прошу, а свое же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толко-вать об этом нечего». Таково Липоч-кино последнее слово. «Ведь я злостный — умыш-ленный... меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет Большов. Агра-фена Кондра-тьевна в голос прокли-нает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, еще пять копе-ечек прибавлю» — взды-хает Лазарь. Отча-яв-шийся Большов встает и уходит с Агра-феной Кондра-тьевной.

«Неловко-с! <...> Тишка! Подай старый сюртук, кото-рого хуже нет». Подха-люзин решает сам поехать потор-го-ваться с креди-то-рами. Явля-ется Риспо-ло-жен-ский, как и сваха, за обещан-ными день-гами, и с ним обхо-дятся так же, как со свахой, и еще хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него доку-мент! А за что — за мошен-ни-че-ство! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отде-ла-ешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некуп-ленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а <...> — Я... Я вот что сделаю: почтен-нейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Риспо-ло-жен-ский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит... Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подха-лю-зиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне присни-лось. А вот мы мага-зинчик откры-ваем: милости просим! Малого робенка пришлете — в луко-вице не обочтем».

Год написания:

1849

Время прочтения:

Описание произведения:

Произведение Свои люди - сочтемся написал Александр Островский в 1849 году. Первоначально пьеса имела названия "Банкрот", "Несостоятельный должник" и "Банкрут, или свои люди - сочтемся". Эта комедия написана в четырех действиях, и первоначальное публичное чтение в доме Михаила Погодина состоялось 3 декабря 1849 года. На творческом мероприятии присутствовал Николай Гоголь . Чуть позже о комедии лестно отозвались Иван Гончаров и Лев Толстой .

Ниже читайте краткое содержание комедии Свои люди - сочтемся.

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».

Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! <…> Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! <…> Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец - богатого, мать - купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».

Большов читает газету. В Москве - цепь банкротств, в основном, судя по всему - «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь...» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подхалюзин шлёт мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело, и предаётся мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам <…> против закона идёт!» Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».

И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу - «из живых сошьём», - если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорён. Приезжает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе - не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? - Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя - в интересах Большова.

В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдём? - Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», - говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» - цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил - окромя меня не найтить-с. <…> Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», - говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь - его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! <…> Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведём все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. <…> Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. - Стоит ли, тятенька, об этом говорить? <…> Свои люди - сочтёмся!» Торжество в разгаре. Сваха льёт вино за шиворот стряпчему.

Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шёлковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» - прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», - углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, <…> так отпросился домой» - и Лазарь зовёт тёщу.

Большов и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» - причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключённых должников содержали за счёт кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Подхалюзину: теперь деньги - его. И он отказывается при полной Липочкиной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! <…> - Выручайте, детушки, выручайте! <…> Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила - свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? - Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а своё же добро! - Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем - стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный - умышленный... меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» - уже плачет Большов. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, ещё пять копеечек прибавлю» - вздыхает Лазарь. Отчаявшийся Большов встаёт и уходит с Аграфеной Кондратьевной.

«Неловко-с! <…> Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и ещё хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что - за мошенничество! - Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! - А что же ты со мной сделаешь? - Язык-то у меня некупленный. - Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? - Нет, не лизать, а <…> - Я... Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! - Что ты, что ты, очнись! - Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит... Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут - за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, - это все врёт. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлёте - в луковице не обочтём».

Вы прочитали краткое содержание комедии Свои люди - сочтемся. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Если читать произведения писателей вдумчиво, разбирая их смысл, то мы увидим, что это не просто тексты, а поучительные работы. В них на примерах героев своих произведений писатели раскрывают проблемы и призывают нас подражать положительным героям, либо же наоборот делать выводы о том, как поступать не нужно. Таким примером является работа Островского Свои люди — сочтемся, которой для читательского дневника, мы предлагаем вашему вниманию. Она показывает к чему приводит эгоизм и жадность человеческая.

Свои люди - сочтемся кратко по действиям

Пьеса Островского перенесет читателя в столицу, где каждый сможет познакомиться с семейством Большовых. Это купеческая семья, где живут муж, жена и совершеннолетняя дочь. У купца имеется свое дело, что же еще нужно для счастья? Однако на пути к их счастью стоят жадность, скупость и вечное желание надуть. Это все приводит к непредвиденным последствиям. Но, обо все по порядку в нашем кратком содержании.

Действие 1

В первом действии мы знакомимся с дочкой Большова Олимпиадой. Дома все ее зовут Липочкой. Вот она у окна, полна воспоминаний о танцах, на которых она однажды была. Правда сейчас умение танцевать она растратила и вряд ли смогла бы хорошо станцевать. Липочка пытается вальсировать, но понимает, что получается дурно.

К дочке заходит мать. Зовут ее Аграфеной Кондратьевной. Мать высказывает дочери за то, что та вытанцовывает не успев поесть. Вот так, разговаривая с дочкой, между ними возникает спор, они ссорятся. Во время ссоры дочка укоряет мать за то, что она до сих пор в девках. Ей нужен избранник и она просит мать подыскать ей жениха. Липочке не хочется быть подобно сироте, в то время как ее подруги уже все при мужьях. Она начинает рыдать и говорить матери, что успокоится только тогда, когда будет приведен избранник.

Мать приводит сваху, только та не может подобрать жениха. Причина в том, что для девушки нужен парень подобно Купидону, мать хочет, чтобы тот был похож на ее мужа, а вот отец Олимпиады желает, чтобы был жених богатым, дабы с его деньгами можно было улучшить свое денежное состояние. К женщинам присоединяется стряпчий, что был выгнан из судейства из-за пьянства. Ситуацию замяли, но вот стряпчего отстранили. И тот просит налить и ему рюмку, а позже, когда приходит хозяин дома, ведет с ним разговор, помогая придумать аферу. Согласно плану, Большов должен объявить себя банкротом, тогда не придется платить кредиторам, но чтобы полиция не отобрала недвижимость, нужно ее кому-то продать. Решают все оформить на Подхалюзина, приказчика, что уже лет двадцать работает на Большова. Вошел Подхалюзин, который стал рассказывать о том, что обучает продавцов как можно естественней обманывать покупателей, а Большов в газете вычитывает новости о поголовном банкротстве купцов и сам решается на это. Вот только вопрос, надежного ли он подобрал человека, на которого будет переписывать свое имущество?

Действие 2

Во втором действии мы переносимся в контору, где находится Подхалюзин. Тот как раз мечтает о дочке Большова, ведь он влюблен в нее очень давно. Вот только девушка вряд ли обратит на него внимание, ведь та мечтает о благородном женихе, который был бы ей ровней. Несмотря ни на что, Подхалюзин решает явиться к Большову, чтобы говорить о его свадьбе с Липочкой.

Подхалюзин пребывает в хорошем расположении духа. К нему является Рисположенский и рассказывает о том, какую щедрую плату ему обещает за услуги Большов. Подобрав удобный случай, приказчик за помощь предлагает в два раз больше.

Тут заходит сваха Липочки с ключницей и рассуждает о том, как трудно подобрать жениха для Олимпиады. Однако ей удалось найти избранника, поэтому она и появляется так часто в доме Большовых. Приказчик, узнав о женихе Липы, просит сваху наврать ему о банкротстве Большова, дабы отвадить жениха. За ее услуги он готов заплатить две тысячи рублей да еще и шубу из соболя отдать. Большов идет домой, где начинается паника, ведь все подумали, что тот пришел во хмелю.

Действие 3

В доме Большова идет подготовка к сватанью. Сваха сообщает, что выбранный ею жених что-то медлит и отец Липы говорит, что сам найдет дочке жениха. Им станет тот, кто первый войдет в дверь. Как раз в это время входит Лазарь Подхалюзин, С ним Большов и объявляет свадьбу дочери.

Такое сообщение всех приводит в шок. Липа не видит рядом с собой такого жениха. Да и где такое видано, чтобы за своих же работников отдавали дочерей. Лазарь было уже разочаровался, но Большов настаивает на своем и приказывает паре сесть, да поговорить, пока он гостей приглашает за стол. На недовольство жены и Фоминишны, которые были против приказчика, глава семейства не обращает внимание, так как знает, что будет лучше для его дочки. Липа просит помочь свою мать, но в это время Подхалюзин начинает утверждать, что лучше его зятя не сыскать.

Лазарь с Липой наедине. Он хочет понять, почему девушка против. Та же его называет необразованным и что не о таком дурном женихе мечтала. Однако Лазарь приводит аргумент. Он говорит, что образованному хорошее приданное нужно, а ведь отец ее не может предоставить приданное, так как обанкротился. Девушка не верит, однако видит официальные бумаги, где все лавки и имущество переписано на Лазаря. Она не понимает, зачем ее отец так поступил, но Лазарь все-таки добился своего. Он пообещал сделать ее счастливой и убеждает девушку, которая не видит другого разумного решения и принимает руку Лазаря.

Свадьбу решают праздновать в срочном порядке, после чего молодые должны будут переехать в свой дом. Отец Липочки обещает в качестве приданного отдать все свое богатство, только чтобы они не забывали про родителей, а также чтобы Подхалюзин расплатился с кредиторами. Приказчик же говорит, что свои люди сочтутся.

Действие 4

В четвертом действии пьесы Свои люди — сочтемся зритель попадает в дом молодых Подхалюзиных, которые уже живут в своем доме. К Лазарю приходит сваха, которой тот обещал вознаграждения, но та получает не две тысячи с шубой, а сотню с подранным пальто. Дальше к Лазарю идет отец Липы. Оказывается, что афера не удалась, кредиторы требуют своих денег, вот только тому нечем платить. Он в долговой яме и может отправиться за долги в Сибирь.

Некогда уважаемый Большов превращается в посмешище. Он уже несколько раз пожалел о содеянном, но былого не вернешь. Приходится просить денег у дочки и зятя, однако те отказывают и не желают платить более десяти копеек. Ничто не может повлиять на решение Лазаря и Липы, у которых свои планы на деньги, ведь они хотят купить очередную тысячную коляску. Большов вспоминает, как Иуда продал Христа, но приказчик не умолим. Теща называет зятя варваром и уже готова проклинать дочь, но Большов уводит женщину. На прощание они желают молодым развлекаться дальше, и быть утешением для дьявола и хоть иногда вспоминать о них, когда те окажутся за решеткой.

Визит родителей жены приводит Лазаря в растерянность, он даже думает ехать к кредиторам, однако к нему является Рисположенский. Тот приехал за обещанным вознаграждением, но Подхалюзины не дают ни копейки. Тогда стряпчий пытается поведать о махинациях Лазаря, об обмане, о том, как тот поступил со своим тестем, обокрав его. Но Подхалюзин заверяет публику, что ничего подобного не делал, он честный гражданин, которому можно верить, а все выше сказанное приснилось тестю. Он заявляет, что откроет магазин, где никогда лишней копейки с покупателей брать не будут и малого ребенка в луковице не обочтут.

Главные герои

Главная мысль

С помощью произведения Свои люди — сочтемся Островский хочет донести до читателя мысль о том, к чему может привести жадность и эгоизм. Писатель хочет показать, что может случиться с детьми, которые наблюдают за неправильным поведением своих родителей. И ведь не просто так говорят в народе, что дети это зеркальное отражение их родителей.

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • свои люди сочтемся краткое содержание
  • Свои люди – сочтемся

Пьеса «Свои люди - сочтемся» была отнесена А.Н. Островским к жанру комедии, однако и современники, и критики более поздних периодов считали рассказанную драматургом историю скорее трагической. Да и судьба самого произведения не была простой: его запретили к постановке на сцене, а самого автора даже взяли под наблюдение. Однако читка пьесы все же состоялась – она прошла в доме русского историка Михаила Погодина. А вот ждать встречи со зрителем ей пришлось еще 11 лет – и то постановка была значительно урезана по сравнению с оригиналом.

В основу пьесы Островского «Свои люди - сочтемся» положен конфликт отцов и детей. Старшее поколение вызывает скорее симпатию, поскольку купец Самсон Силыч Большов идет на обман хотя бы ради будущего своей дочери и полностью доверяется ей и ее жениху, а вот Лазарь и Липочка обманывают ради собственной выгоды, не стесняясь предавать самого близкого человека. Таким образом, в произведении тесно сплетаются социальный и семейно-бытовой конфликты, что позволяет ярче показать характеры героев.

«Свои люди - сочтемся» читать стоит до конца или скачать полностью, чтобы увидеть превращение комедии в трагедию. Зритель может наблюдать прозрение обманутого обманщика Большова, посаженного в долговую тюрьму из-за жадности и эгоизма его любимой дочери. Мораль в исполнении Островского выглядит достаточно жестокой, а младшее поколение купцов – еще более неприглядным, чем старое. Ведь если Самсон Силыч верил хотя бы в родственные связи, то молодежь верит только в толстую мошну. Доподлинно неизвестно, сталкивался ли драматург с подобными ситуациями на практике в то время, когда работал в Московском коммерческом суде, но максимальная реалистичность пьесы, которая стала возможна благодаря его юридическому опыту, делает происходящее еще более пронзительным.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...