История: И примешь ты смерть от коня своего…. Восточная литература - библиотека текстов средневековья Мир в это время

Рюрик (862 - 879) – первый великий русский князь, одна из легендарных фигур в европейской истории, основатель древнерусского государства. Согласно летописям, призванный от варягов славянами, кривичами, чудью и весью в 862 году Рюрик занял сначала Ладогу, а затем перебрался в Новгород. Правил в Новгороде по договору, заключённому с местной знатью, утвердившей за собой право на сбор доходов. Основатель династии Рюриковичей.


1148 лет назад по свидетельству летописца Нестора в "Повести временных лет" "володеть и княжить восточными славянами" был призван глава варяжского военного отряда Рюрик, который прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором - 8 сентября, 862 года.

Летописная традиция связывает начало Руси с призванием варягов. Так "Повесть временных лет" рассказывает, что в 862 году трое варяжских братьев со своими родами пришли править к славянам, заложив город Ладогу. Но откуда пришли и кем были по происхождению эти варяги, давшие начало русской государственности? Ведь в историографии они успели побывать и шведами, и датчанами, и скандинавами в целом; одни авторы считали варягов норманнами, другие, наоборот, - славянами. Снова и снова невнимательность к проблеме, поставленной в самом историческом источнике, являлась причиной для противоречащих друг другу утверждений Для древнего летописца происхождение варягов было очевидно. Он помещал их земли на южно-балтийском побережье вплоть "до земли аглянской", т.е. до области Ангельн в Гольштейне.



Рюрик

Сегодня это северно-германская земля Мекленбург, население которой в древности не было немецким. Каким оно было - об этом говорят сохранившиеся по сей день названия населённых пунктов Варин, Руссов, Рерик и многие другие. Однако несмотря на всю ясность летописного свидетельства, вопрос о происхождении варягов (а значит, и о корнях русской государственности) стал дискуссионным для потомков. Путаницу внесла появившаяся в политических кругах при дворе шведского короля версия о происхождении Рюрика из Швеции, которую впоследствии подхватили некоторые немецкие историки. Объективно говоря, эта версия не имела ни малейших исторических оснований, зато была полностью обусловлена политически. Ещё в годы Ливонской войны между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III разгорелась острая полемика по вопросу о титуловании. Русский царь считал шведского правителя выходцем из "мужичьего рода", на что тот отвечал, что предки самой русской династии происходили будто бы из Швеции. Эта мысль окончательно оформилась как политическая концепция накануне Смутного времени в начале XVII века, когда шведы претендовали на новгородские земли, пытаясь оправдать свои территориальные претензии неким подобием летописного "призвания". Предполагалось, что новгородцы должны были направить посольство к шведскому королю и пригласить его на правление, как некогда они будто бы призвали "шведского" князя Рюрика. Вывод о "шведском" происхождении варягов в то время был основан лишь на том, что они пришли на Русь "из-за моря", а значит, вероятнее всего, из Швеции.


Впоследствии, в первой половине XVIII века к варяжской теме обратились немецкие учёные из Петербургской Академии наук, которые по той же логике стремились обосновать немецкое господство в России времён регентства Бирона. Они же сформулировали т.н. "норманнскую теорию", согласно которой варяги, основатели древнерусского государства, признавались выходцами из Швеции (т.е. "немцами", как тогда называли всех иностранцев). С тех пор эта теория, облачившись в некое подобие научности, закрепилась в отечественной историографии. В то же время многие выдающиеся историки, начиная с М.В. Ломоносова, указывали на то, что "норманнская теория" не соответствует реальным фактам. Например, шведы не могли создать на Руси государство в IX веке хотя бы потому, что они сами не имели в это время государственности. В русском языке и в русской культуре не удалось обнаружить скандинавских заимствований. Наконец, внимательное чтение самой летописи не позволяет подтвердить измышлений норманнистов. Летописец отличал варягов от шведов и других скандинавских народов, писав, что "звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы". Поэтому при заключении мирных договоров с Византией языческие дружинники князей Олега и Игоря (те самые варяги, которых норманнисты считают шведскими викингами) приносили клятву именами Перуна и Велеса, а вовсе не Одина или Тора. А.Г. Кузьмин отмечал, что только один этот факт мог бы опровергнуть всю "норманнскую теорию". Понятно, что в таком виде "норманнская теория" не могла быть жизнеспособной в академической науке. Но к ней снова и снова обращались в том случае, когда нужно было нанести удар по идее русской государственности. Сегодня эта разрушительная теория приобрела новую форму, и современные норманнисты, подкармливаемые грантами многочисленных зарубежных фондов, говорят не столько о "скандинавском происхождении варягов", сколько о своеобразном разделе "сфер влияния" в древнерусском государстве.


По новой версии норманнизма, на северные области Руси будто бы распространялась власть викингов, а на южные - хазар (между ними якобы существовал некий договор). Для русских же не предполагается сколь-нибудь значимой роли в собственной ранней истории. Однако само развитие русского государства полностью опровергает все домыслы политических врагов России. Смогла бы древняя Русь стать могучей Российской империей без выдающейся исторической миссии русского народа? Великая история состоялась вместе с великим народом, происходившим от варяжского начала. Прискорбно, что сегодня всё чаще и чаще раздаются реплики о том, что предками русских были нерусские. Это не так. Нашими предками были варяги, которые тоже были русскими. Единственно, следует уточнить, что именно русь - это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов - Вагрия - располагалась на южно-балтийском побережье и от них Балтика называлась Варяжским морем. Он выразил широкое мнение, бытовавшее в просвещённых кругах Европы того времени. С развитием научной генеалогии стали появляться труды о связях русской царской династии с древними королевскими родами Мекленбурга. В северно-германском Поморье о варягах и их исторических связях с Россией помнили вплоть до XIX века. По сей день в Мекленбургской области сохраняется множество следов пребывания донемецкого населения. Очевидно, что "немецкой" она стала лишь после того, как варяги и их потомки были вытеснены на восток или онемечены католическими орденами. Французский путешественник К. Мармье записал однажды в Мекленбурге народную легенду о Рюрике и его братьях. В VIII веке варягами правил король Годлав, у которого было три сына - Рюрик, Сивар и Трувор. Однажды они отправились с южной Балтики на восток и основали древнерусское княжество с центрами в Новгороде и Пскове.



Варя?ги (греч. ????????, др.-исл. Vaeringjar)

Спустя некоторое время Рюрик стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Эта легенда из Северной Германии полностью созвучна Сказанию о призвании варягов из летописи. Однако внимательный анализ фактов позволяет в некоторой степени скорректировать летописную хронологию, по которой Рюрик с братьями начали править на Руси с 862 года. А. Куник вообще считал эту дату ошибочной, оставляя неточность на совести позднейших переписчиков летописи. Очевидно, что события, о которых кратко сообщали русские летописи, получают историческое наполнение по немецким источникам. Сами немцы опровергали норманнистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц ссылался на легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава, погибшего в 808 году в битве с датчанами. Учитывая то, что старшим из сыновей был Рюрик, можно предположить, что он родился не позднее 806 года (после него до гибели отца в 808 году должны были появиться на свет два младших брата, которые не были одногодками). Конечно, Рюрик мог родиться и раньше, но об этом у нас пока нет достоверных сведений. По немецким источникам, Рюрик с братьями были "призваны" около 840 года, что представляется весьма правдоподобным. Таким образом, варяжские князья могли появиться на Руси в зрелом и дееспособном возрасте, что выглядит совершенно логично. И действительно, согласно последним археологическим находкам, удалось установить, что Рюриково городище близ современного Новгорода, которое и есть древний Рюриков Новгород, существовало ранее 862 года. С другой стороны, допуская ошибку в хронологии, летопись более точно указывает на место "призвания". Вероятнее всего это был не Новгород (как по немецким данным), а Ладога, которая была заложена варягами ещё в середине VIII века. А Новгород (Рюриково городище) князь Рюрик "срубил" позднее, объединяя земли братьев после их смерти, о чём свидетельствует и название города.


Карта - план древнего Новгорода, с иконы XVI века.

Родословную Рюрика от древних варяжских королей признавали знатоки и исследователи генеалогий. Мекленбургские историки писали о том, что его дедом был король Витслав, бывший равноправным союзником франкского короля Карла Великого и участвовавший в его походах против саксов. Во время одного из таких походов Витслав был убит, попав в засаду при переправе через реку. Некоторые авторы прямо называли его "королём руссов". В северогерманских родословных указывается и на родство Рюрика с Гостомыслом, который действует в летописном сказании о призвании варягов. Но если скупые строки летописи о нём почти ничего не сообщают, то во франкских хрониках он упомянут как противник императора Людовика Немецкого. Почему Рюрик с братьями отправились с южно-балтийского побережья на Восток? Дело в том, что у варяжских королей существовала "очередная" система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода. Позднее подобная система наследования княжеской власти стала традиционной на Руси. При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной "очереди". Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского. Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из "рода Русского", а вовсе не иностранным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иноземным господством.


Когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще мал, и князем стал дядя Игоря - Олег (Вещий Олег, т. е. знающий будущее, умер в 912 г.), который перенес столицу в город Киев. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега - "вещий" - относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий. Олег прославился победой над Византией, в знак чего он прибил свой щит на главных вратах (воротах) Царьграда. Так русские называли столицу Византии - Константинополь. Византия тогда была самым сильным государством мира.



Прощание Вещего Олега с конем. (В. Васнецов.)

В 2009 году состоялось празднование 1150-летнего юбилея Великого Новгорода. Хочется верить, что эта важнейшая в нашей истории дата станет отправным пунктом нового изучения древнерусского прошлого. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши познания. Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а с реального великого князя Рюрика, родившегося в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад. Дай Бог, чтобы имена наших предков и прародителей не были преданы забвению.

Всеволод МЕРКУЛОВ "Русский Дом"

Для современных конников лошадь - это, прежде всего, любимый питомец, верный товарищ или партнер на спортивной арене. Однако за всю многовековую историю взаимоотношений человека и лошади наши четвероногие спутники прямо или косвенно отправили на тот свет немало людей, среди которых были и весьма известные личности. Лошади не хотят убивать всадников и практически никогда не делают это специально, но факты остаются фактами. Предлагаем вашему вниманию десять великих людей, погибших от своих непарнокопытных

в далеком Средневековье.

Олег, великий князь киевский

Лидирует в нашей десятке, безусловно, знаменитый Вещий Олег. Это един-ственный из представленных персонажей, принявший смерть не в результате падения с лошади.

По преданию, волхвы предсказали сыну Рюрика и первому князю Киевскому смерть от любимого коня. Олег к совету прислушался и отослал коня прочь, заявив: «Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его». Олег велел кормить лошадь отборным зерном, холить и лелеять, но не подводить к себе. Спустя четыре года князь вернулся в Киев после греческого похода и решил узнать о судьбе своего любимца. Он призвал конюшего и спросил: «Где тот конь, что я поставил кормить и беречь?» Конюший ответил: «Он умер же». Олег посмеялся над предсказанием и решил лично увидеть кости. Когда князь приехал на место, где лежали голые конские кости и череп, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из черепа выползла змея и укусила Олега в ногу, отчего он заболел и умер. В Повести временных лет летописец написал: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».

Чингисхан

Один из самых жестоких завоевателей в истории человечества - Чингисхан - согласно преданию родился, «сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови». Он покорил Китай и Тибет, государства Средней Азии, дошел до Кавказа и Восточной Европы. Быть может, монгольский правитель подчинил бы себе весь мир, если бы не лошадь. Существует несколько версий смерти Чингисхана. По одной из них однажды во время охоты он упал с лошади и сильно ушибся. К вечеру у императора начался сильный жар, он проболел целый год и, как сказано в монгольской хронике, «восшел на небеса в год Свиньи» 25 августа 1227 года.

Фридрих I Барбаросса

Император Священной Римской империи Фридрих I, получивший из-за своей рыжей бороды прозвище Барбаросса («рыжебородый»), выстоял против многочисленных врагов, но пал жертвой несчастного случая. В 1187 году Иерусалимское королевство было вновь захвачено мусульманами, и на призыв Папы Римского Климента III начать очередной крестовый поход откликнулись почти все европейские монархи. Англичане, французы и норманны под предводительством Ричарда Львиное Сердце и Филиппа II отправились в Палестину по морю, а Барбаросса со своим войском выступил по суше. Далее мнения историков расходятся: по одной версии, при переправе через горную реку Селиф конь императора, споткнулся, тот упал в воду и, будучи облаченным в тяжелые доспехи, захлебнулся, прежде чем его успели вытащить рыцари. По другой версии, Барбаросса хотел избежать подъема на вершину горы, поскольку стояла необычайно сильная жара, поэтому попытался сократить путь через реку. Конь сбросил полководца, тот упал в воду, но умер вследствие инфаркта от резкого переохлаждения. Так, благодаря лошади Палестина в тот раз осталась незавоеванной.

Вильгельм I Завоеватель

Герцог Нормандии и впоследствии король Англии, Вильгельм Завоеватель, основал единое Англий-ское королевство, создал армию и флот, провел первую земельную перепись, начал строить каменные крепости (среди которых известный Тауэр) и «офранцузил» английский язык. По иронии судьбы, смерть королю принесли не многочисленные войны, а свой собственный конь. Когда Вильгельм прибыл в Нормандию в конце 1086 года, после осады он приказал сжечь город Мант. Проезжая по пожарищу, королевский конь наступил на горячие угли, опрокинулся и ранил Вильгельма в живот (рожок седла повредил брюшную полость). В течение последующих шести месяцев завоеватель медленно умирал, страдая от жестоких болей, вызванных нагноением раны. В итоге король скончался в возрасте 60 лет в мона-стыре Сен-Жерве.

Джеффри II Плантагенет

Джеффри II Плантагенет был провозглашен герцогом Бретани, завоеванной его отцом. Джеффри был бы наследником английского трона в царствование Генриха II, если бы умер Ричард Львиное Сердце, но поскольку Джеффри скончался раньше Генриха II, трон перешел к Ричарду. Герцог писал стихи, покровительствовал трубадурам при своем дворе в Ренне и, как все рыцари, обожал турниры. Именно они его и погубили: по наиболее распространенной версии Джеффри погиб на рыцарском турнире в Париже под копытами своей лошади 19 августа 1186 года.

Александр III, король Шотландии

Александр III стал королем Шотландии уже в возрасте восьми лет. Как и положено всем монархам, он вел войны и заключал браки, но больше всего его беспокоил вопрос о престолонаследии. Первая жена Александра умерла, родив ему трех детей, но все они погибли. Тогда король женился еще раз, но мечтам о наследнике все равно не суждено было сбыться. Во время ночного путешествия к своей королеве Александр отделился от проводников, в темноте его лошадь оступилась, и 44-летний король погиб, упав на острые скалы. Поскольку Александр так и не оставил наследников, королем Шотландии стал Иоанн Баллиоль, признавший суверенитет Англии, что послужило причиной трехсотлетней войны за независимость Шотландии. Таким образом, если бы не эта случайность и король остался бы жив, все могло бы сложиться совершенно иначе.

Изабелла Арагонская

Девятнадцатая королева Франции Изабелла Арагонская была четвертой дочерью короля Арагона Хайме I Завоевателя и его второй жены Иоланды Венгерской. 28 мая 1262 года Изабелла вышла замуж за наследника французского престола Филиппа и впоследствии родила ему четверых сыновей. Будучи женщиной смелой, она отважилась сопровождать мужа в Восьмом крестовом походе в Тунис, несмотря на то, что ждала ребенка. На обратном пути Изабелла неудачно упала с лошади, что вызвало преждевременные роды и смерть пятого сына королевской четы. Спустя семнадцать дней после этого скончалась и сама Изабелла. Филипп перевез останки жены и ребенка в Париж, где они были со всеми почестями похоронены в Аббатстве Сен-Дени.

Король Родерих

Родерих, король вестготов, правивший в 709-711 годах, воевал и с басками, и с арабами, но решающим стало сражение при Гвадалете. Армии короля и арабского полководца Тарика, пытавшегося овладеть Испа-нией, встретились на берегах речушки Гвадалете у Хереса де ла Фронтера. По легенде, битва длилась восемь дней. Родерих отступал и утонул, упав с коня во время бегства с поля сражения, пересекая реку. Мусульмане отыскали только его белую лошадь с парчовым седлом, украшенным рубинами и изумрудами, которая завязла в трясине. В стремени обнаружили сапог, а тело самого короля так и не было найдено. Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено, и мавры установили контроль над большей частью Пиренейского полуострова.

Король Иерусалима Фульк также не избежал печальной участи быть сброшенным лошадью. В 1143 году король с супругой были на отдыхе на берегу Средиземного моря и отправились на охоту. Во время преследования зверя конь короля споткнулся, упал, и деревянное седло ударило Фулька по голове. Современник так описывает этот эпизод: «И его мозги хлынули из ушей и ноздрей». Фульк однако умер не сразу, пролежав без сознания в течение трех дней. Похоронили короля в церкви Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые впечатлительные личности, прочитав данную подборку, возможно, задумаются, прежде чем сесть в седло. Однако не стоит бояться - для раннего Средневековья езда верхом была обычным делом, зато медицина и техника безопасности явно «хромали». Тем не менее эти неизвестные лошади сыграли значительную роль в истории, изменив судьбу целых государств. Кто знает, каким бы сейчас был мир, если бы в один прекрасный день кто-то из монархов воздержался от того, чтобы сесть в седло.

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС. 2016 – 2017 учебный год Критерии и указания к оцениванию В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

2016 – 2017 учебный год

Критерии и указания к оцениванию

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу

1. В каком году был принят документ, отрывок из которого представлен

«Будет кто каким умышленьем учнт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию».

1) 1497 г. 3)1649 г.

2) 1550 г. 4)1714 г.

2. Тендра и Корфу – эти победы связаны с именем

1) Г.А. Потемкина

2) Ф.Ф. Ушакова

3) А.Г. Орлова

4) П.А. Румянцева.

3. В каком году был составлен документ, отрывок из которого представлен ниже?

«И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из своих собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради его царское величество запотребно рассудить изволил, всем в вышеписанных государственных коллегиях обретающимся вышним и нижним служителям обще, и каждому особо, …всемилостивейшее сво повеление в нижеписанных главах объявить».



1) 1699 г. 3)1720 г.

2) 1711 г. 4)1729 г.

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

4. Какие из представленных ниже территорий к началу XVIII в. НЕ входили в состав Российского государства?

1) Смоленск 4) Белоруссия

2) Крымский полуостров 5) Лифляндия

3) Азов 6)Левобережная Украина

5. Укажите имена землепроходцев, исследовавших территории Сибири и Дальнего Востока.

1) Б. Морозов 4) Е. Хабаров

2) С. Дежнв 5) А. Курбский

3) В. Поярков 6) М. Скуратов

6. Какие памятники Древнерусской архитектуры были построены в XVI веке?

1) Собор Покрова на Рву 4) Церковь Спаса на Нередице

2) Храм Спаса – на - Крови 5) Церковь Вознесения в Коломенском

3) Петропавловский собор 6) Архангельский собор Московского в Петербурге Кремля

Ответ:

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

7. Перед Вами перечень событий, произошедших в ходе трх русскотурецких войн. Укажите их хронологические рамки и соотнесите с ними соответствующие события. Занесите всю информацию в таблицу.

1) Чесменское сражение

2) сражение на реке Рымник

3) Чигиринские походы

4) сражение при Кагуле

5) сражение у мыса Калиакрия

–  –  –

8. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

8.1. Алексей Семнович Шеин, Александр Данилович Меншиков, Антон Ульрих Брауншвейгский, Александр Васильевич Суворов.

8.2. Сражение у мыса Гангут, сражение у крепости Нотебург, сражение при Лесной, Гренгамское сражение.

Ответ:

8.1. Российские генералиссимусы.

8.2. Сражения Северной войны.

По 2 балла за каждый верный ответ.Всего за задание 4 баллов.

9. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

9.1. Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой, Иван Заруцкий, Михаил Шеин.

9.2. 1661, 1686, 1721, 1743, 1790.

Ответ:

9.1. Руководители Первого народного ополчения; лишний элемент – Михаил Шеин.

9.2. Годы заключения мирных договоров со Швецией; лишний элемент – 1686.

По 3 балла за каждый верный ответ.Всего за задание 6 баллов.

10. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А. Битва на реке Калке Б. Взятие Астрахани русскими войсками В. Походы Игоря Рюриковича на Византию Г. Разгром Святославом Хазарского каганата Д. Стояние на реке Угре Ж. Битва на реке Сити

–  –  –

5 баллов – полностью верная последовательность.

11. Расположите в хронологической последовательности (по времени возникновения) государственные учреждения России:

А) Правительствующий сенат

Б) Верховный тайный совет

В) Посольский приказ сер.

Г) Приказ тайных дел

Д) Преображенский приказ

Ответ:

В Г Д А Б 5 балла – полностью верная последовательность.

2 балла – последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путм перестановки любых двух символов).

0 баллов – допущено более одной ошибки.

–  –  –

4 балла – полностью верное соответствие.

2 балла – допущена одна ошибка.

0 баллов – допущено более одной ошибки

13. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещнную ниже таблицу.

Реформы (1 – неофициальный орган управления) коснулись прежде всего управления и суда. В (2 – год) году был созван первый (3 – название органа) – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых – и от (4 – название категории крестьян)). Выполняя его решения, правительство в следующем году приняло (5 – название документа). По нему была ограничена власть (6 – название должности) и (7 – название должности): их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и (4)).

Складывалась система органов центральной исполнительной власти – (8 – название органов), которые поначалу назывались «избами». В них служили бояре, окольничьи, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Функции и предметы ведения между (8) были разграничены: так, например, (9 – название органа) ведал дворянским войском, (10 – название органа) осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Ответ:

Избранная рада Земский собор Черносошное крестьянство Судебник наместники/ волостели волостели/ наместники приказы Разрядный Разбойный По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего 10 баллов.

14. Внимательно рассмотрите карту и выполните предложенные задания.

1. В результате похода, обозначенного в легенде карты цифрой _____, его предводитель стал русским царм.

2. Территории, обозначенные на карте штриховкой «А», отошли к противнику по __________________ (назовите договор).

3. Поход, обозначенный в легенде карты цифрой ____, номинально возглавлял человек по прозвищу Тушинский вор.

4. Поход, предводителями которого являлись князь и «выборный всею землю человек», обозначен в легенде карты цифрой _____.

5. Территории, обозначенные на карте штриховкой «Б», были возвращены по ______________________ (назовите договор).

Ответ:

Столбовский мир Андрусовское перемирие ИЛИ «Вечный мир» с Речью Посполитой По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 10 баллов.

15. Соотнесите имена исторических деятелей, указанные в списке, с соответствующими фрагментами текста и связанными с ними изображениями.

Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите имя деятеля, в третью колонку таблицы запишите номер соответствующего фрагмента текста.

А) Б) В) Г) Д)

Фрагменты текстов:

1. «Я только что получила ваше письмо от 22-го декабря, в котором вы Решительно дате мне место среди небесных светил. Я не знаю, стоят ли эти места того, чтобы их домогаться, но я, во всяком случае, нисколько не желала бы находиться в числе всего того, чему человечество поклонялось столь долго.

А потому, прошу вас, оставьте меня на земле; тут, по крайней мере, я буду в состоянии получать письма ваши и ваших друзей, Дидро и д"Аламбера, тут, по крайней мере, я могу быть свидетельницей того участия, с которым вы относитесь ко всему, что служит к просвещению нашего века. Впрочем, будьте уверены, что всякое ваше одобрение служит мне весьма сильным поощрением».

2. «Писание тво принято и прочитано внимательно. А так как змеиный яд Ты спрятал под языком своим, поэтому хотя письмо тво по замысл у твоему

И наполнено мдом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал п ророк:

«Слова их мягче елея, но подобны они стрелам». Так ли привык ты, будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?..

А когда ты вопрошал, зачем мы истребили, данных нам богом для борьбы с врагами нашими воевод различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах божиих пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги, и придумали неслыханные мучения, казни и гонения для своих доброхотов, полагающих за нас душу, обличая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и в ином непотребстве, то ты писал и говорил ложь.

Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас нет; А как в других странах сам увидишь, как там карают злодеев не поздешнему! Это вы по своему злобесному нраву решили любить изменников; а в других странах изменников не любят и казнят их и тем укрепляют власть свою».

3. «Гасударыне моей матушке царице Наталье Кириловне. Изволила ты писать ко мне с Васильем Соймоновым, что я тебя, государыню, опечалил тем, чт(о) о приезде свом не отписал. И о том и ныне подлинно отписать не могу, для того что дажидаюсь караблей; а как анне будут, о том нихто не ведает, а ожидают вскоре, потому чт(о) болше трх недель отпущены из Амстердама; а как оне будут, и я искупя, что надабет, поеду тот час день и ночь. Да о едином милости прошу: чего для изволиш печалитца обо мне? Изволила ты писать, что предала меня в паству Матери Божией; и, такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и претстателст(в)ом не точию я един, но и мир сохраняет Господь. За сем благословения прошу».

4. «А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. Всех моих Походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню.

Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его.

Более ста вождей их выпустил из оков. Избито их в разное время около двухсот. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днм, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам вс делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал. Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите сво дело, как даст вам Бог».

5. «…Во имя Отця и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Иван, пишу душевную грамоту, ида в Ворду, никимь не нужен, целымь своимь умомь, в своемь здоровьи. Аже Бог что розгадаеть о моемь животе, даю ряд сыном своим и княгини свoеи. Приказываю сыном своим очину свою Москву. А се есмь им роздел учинил: Се дал есмь сыну своему болшему Семну: Можаеск, Коломъну со всими Коломеньскими волостми, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне, Усть- Мерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки… А при своемь животе дал есмь сыну своему Семну: 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчуги, блюдце золото с женчугомь с каменьемь. А к тому ещ дал есмь ему 2 чума золота болшая. А ис судов ис серебрьных дал есмь ему 3 блюда серьбрьна…»

Имена деятелей:

Владимир Мономах Протопоп Аввакум Птр I Екатерина II Иван Калита Дмитрий Донской Иван IV Грозный Дмитрий Шемяка Василий Шуйский Анна Иоанновна (Обратите внимание, что в списке представлено большее, чем требуется, количество имн.)

–  –  –

По 2 балла за каждый верный элемент ответа.

Всего за задание 20 баллов.

16. Перед Вами фрагмент из исторического источника.

«Умер сей князь (1) в 7014 году от сотворения мира.

Ему наследовал его Сын князь (2). Он во многом подражал отцу и сохранил в целости то, что тот ему оставил; сверх того, он присоединил к своей державе множество областей не столько войной, в которой он был менее удачлив, сколько своей хитростью. Как отец его подчинил себе Новгород Великий, так и сам он поступил с союзным (сему Новгороду) Псковом; присоединил он и Смоленское княжество. После размышлений и совещаний насчт своей женитьбы он решил в конце концов сочетаться лучше с дочерью когонибудь из своих подданных, чем с иностранкой, отчасти имея в виду избежать чрезвычайных расходов, отчасти не желая иметь супругу, воспитанную в чужеземных обычаях и в иной вере. Произведя смотрины, государь выбрал себе в супруги (3), дочь боярина Иоанна Сабурова. Но затем, так как у него в течение двадцати одного года не было от не детей, заточил е в монастырь. (…) Заточив е в монастырь, государь женился на (4), дочери князя Василия Глинского».

Ответ:

1. Напишите указанный в первой 1505 год. (1 балл) фразе источника год в современном летосчислении.

2. Напишите дату присоединения 1510 год. (1 балл) Пскова. Укажите, при каких обстоя- Смоленское княжество было тельствах было присоединено присоединено в результате войны с Смоленское княжество. Великим княжеством Литовским.

3. Назовите теорию, которая стала Теория «Москва – третий Рим»;

в период правления князя, о котором (2 балла) говорится в источнике; укажите имя автора теории.

4. Назовите имена обозначенных 1 - Иван III 2 - Василий III в тексте порядковыми номерами 3 - Соломония 4 - Елена.

участников событий. По 1 баллу за каждое названное имя. Всего 4 балла.

Всего за задание 10 баллов

17. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны, напишите «нет» и дайте верный, на ваш взгляд, ответ.

1. При Андрее Боголюбском Владимир стал столицей ВладимироСуздальского княжества;

2. Успенский собор во Владимире был построен итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти;

3. В Спасо – Евфимиевом монастыре г. Суздаля находится усыпальница лидеров Второго народного ополчения князя Д.Пожарского и гражданина К. Минина;

4. С 1505 года Александрова слобода служила загородной резиденцией великого князя Василий III, затем Ивана IV;

5. Андрей Рублев расписал Успенский собор во Владимире вместе со своим сотоварищем Феофаном Греком. До наших дней сохранились фрески «Страшный суд» и «Шествие праведников в рай»;

6. В конце XVIII века Роман Илларионович Воронцов начал строительство дворцово-паркового ансамбля в сельце Андреевское (ныне Киржачский район).

7. Муром берет свое начало в 862 году и является самым древним городом на территории Владимирской области;

8. В 1212 году Юрьев – Польский стал центром маленького удельного княжества, правил здесь сын Всеволода III Святослав. При нем был заложен новый Георгиевский собор.

Ответ:

2. Нет. Аристотель Фиораванти построил Успенский собор Москве;

во Владимире Успенский собор строили местные и византийские мастера.

3. Нет. В Спасо – Евфимиевом монастыре г. Суздаля находится родовая усыпальница князей Пожарских.

5. Нет. Андрей Рублев расписал Успенский собор во Владимире вместе со своим сотоварищем Даниилом Чрным.

6. Нет. В конце XVIII века Роман Илларионович Воронцов начал строительство дворцово-паркового ансамбля в сельце Андреевское (ныне Петушинский район).

За верный ответ «да» или «нет» по 1 баллу, за объяснение ответа «нет» также по 1 баллу. Всего за задание 12 баллов.

Максимум за работу 100 баллов.

13:24 — REGNUM

Наставление Ярослава сыновьям, 1054 год. Литография Б.А.Чорикова. 1836 год

1054 год. 20 февраля скончался великий князь Ярослав, киевский престол перешел к его сыну Изяславу

Ярослав I Владимирович Мудрый. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

"Наконец, чувствуя приближение смерти, Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими. "Скоро не будет меня на свете, - говорил он, - вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцев и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет виновного". Слова достопамятные, мудрые и бесполезные! Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцев, и к несчастию ошибся.

Невзирая на старость и болезнь, он все еще занимался государственными делами: поехал в Вышегород и там скончался , имея от роду более семидесяти лет (супруга его умерла еще в 1050 году). Из детей был с ним один Всеволод, которого он любил нежнее всех других и никогда не отпускал от себя. Горестный сын, народ и Священники в служебных ризах шли за телом из Вышегорода до Киева, где оно, заключенное в мраморную раку, было погребено в Софийской церкви. Сей памятник, украшенный резными изображениями птиц и дерев, уцелел до наших времен.

Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой. Следуя в правлении благодетельным намерениям Владимира, он хотел загладить вину ослушного сына и примириться с тению огорченного им отца.

Внешняя политика Ярославова была достойна Монарха сильного: он привел Константинополь в ужас за то, что оскорбленные Россияне требовали и не нашли там правосудия; но, отмстив Польше и взяв свое, великодушною помощию утвердил ее целость и благоденствие.

Ярослав наказал мятежных Новогородцев за убиение Варягов так, как Государи не должны наказывать: вероломным обманом; но, признательный к их усердию, дал им многие выгоды и права. Князья Новогородские следующих веков должны были клясться гражданам в точном соблюдении его льготных грамот, к сожалению, истребленных временем. Знаем только, что сей народ, ссылаясь на оные, почитал себя вольным в избрании собственных Властителей. Память Ярославова была в течение веков любезна жителям Новагорода, и место, где обыкновенно сходился народ для совета, в самые позднейшие времена именовалось Двором Ярослава.

Сей князь заточил брата, обнесенного клеветниками; но доказал свое добродушие, простив мятежного племянника и забыв, для счастия России, прежнюю вражду Князя Тмутороканского.

Ярослав был набожен до суеверия: он вырыл кости Владимировых братьев, умерших в язычестве - Олеговы и Ярополковы, - крестил их и положил в Киевской церкви Св. Богородицы. Ревность его к Христианству соединялась, как мы видели, с любовию к просвещению. Летописцы средних веков говорят, что сей Великий Князь завел в Новегороде первое народное училище, где 300 отроков, дети Пресвитеров и Старейшин, приобретали сведения, нужные для Священного сана и гражданских чиновников. Загладив следы Болеславовых опустошений в южной России, населив пленниками область Киевскую и будучи, подобно Олегу и Владимиру, основателем многих городов новых, он хотел, чтобы столица его, им обновленная, распространенная, могла справедливо называться вторым Царемградом. Ярослав любил Искусства: художники Греческие, им призванные в Россию, украсили храмы живописью и мусиею, доныне видимою в Киевской Софийской церкви. Сия мусия, составленная из четвероугольных камешков, изображает на златом поле лица и одежду Святых по рисунку весьма несовершенному, но с удивительною свежестию красок: работа более трудная, нежели изящная, однако ж любопытная для знатоков Искусства. - Благоприятный случай сохранил также для нас серебряную монету княжения Ярославова, на коей представлен воин с Греческою надписью: ο Γεοργιος, и с Русскою: Ярославле сребро: доказательство, что древняя Россия не только пользовалась чужестранными драгоценными монетами, но имела и собственные. - Стараясь о благолепии храмов, приятном для глаз, Великий Князь желал, чтобы и слух молящихся находил там удовольствие: пишут, что около половины XI столетия выехали к нам певцы Греческие, научившие Российских церковников согласному Демественному пению (...)

Наконец блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого Монарха. Сему Князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов, известное под именем Русской Правды. Еще в Олегово время Россияне имели законы; но Ярослав, может быть, отменил некоторые, исправил другие и первый издал законы письменные на языке Славянском. Они, конечно, были государственными или общими, хотя древние списки их сохранились единственно в Новегороде и заключают в себе некоторые особенные или местные учреждения. Сей остаток древности, подобный двенадцати доскам Рима, есть верное зерцало тогдашнего гражданского состояния России и драгоценен для Истории: предлагаем его здесь в извлечении".

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 2, глава 2. М.: Эксмо, 2006. С.100-102

История в лицах

Лаврентьевская летопись :

В лѣт̑. ҂s҃. ф. ѯ҃в. Престависѧ великъıи кнѧзь Русьскъıи Ӕрославъ. и єще бо живущю ѥму. нарѧди сн҃ъı своӕ рекъ имъ. се азъ ѿхожю свѣта сего сн҃ве мои. имѣите в собѣ любовь. понеже въı єсте брат̑ӕ єдиного ѡц҃а и мт҃ре. да аще будете в любви межю собою. Бъ҃ будеть в васъ. и покоривыть въı противнъıӕ подъ въı. и будете мирно живуще. аще ли будете ненавидно живуще. в распрѧхъ и которающесѧ то погъıбнете самї. [и] [погубите] землю ѡц҃ь своихъ и дѣдъ своихъ иже налѣзоша трудомь своимь великъıмъ. но пребъıваите мирно послушающе брат̑ брата. се же поручаю в со|бе мѣсто столъ старѣишему сн҃у моєму и брату вашему Изѧславу Къıєвъ. сего послушаите ӕко послушасте мене. да то въı будеть в мене мѣсто. а Ст҃ославу даю Черниговъ. а Всеволоду Переӕславль. [а Игорю Володимерь] а Вѧчеславу Смолинескъ. и тако раздѣли имъ градъı. заповѣдавъ имъ не преступати предѣла братнѧ. ни сгонити рекъ Изѧславу. аще кто хощеть ѡбидѣти брата своѥго. то тъı помагаи ѥгоже обидѧть. и тако үрѧди сн҃ъı своӕ пребъıвати в любви. самому же болну сущю. и пришедшю Въıшегороду разболѣсѧ велми. Изѧславу тогда сущю. а Ст҃ославу Володимери. Все[во]лоду же тогда сущю у ѡц҃ѧ. бѣ бо любимъ ѡц҃емь паче всеє братьи. є же имѧше присно ү собе.

Цитируется по: ПСРЛ. - Т. 1. Лаврентьевская летопись. - Л., 1926

Мир в это время

В 1054 году происходит раскол христианской церкви - на Римско-католическую церковь на Западе и Православную - на Востоке

Религии в Европе около 1060 года

"Не желая делать никаких уступок притязательному Риму, Михаил Кируларий уклонился от всяких переговоров с папскими легатами. Сколько ни ждали эти последние"исправления"от Кирулария, ничего подобного с его стороны не последовало. Кируларий понимал, что уступки со стороны церкви Константинопольской папским легатам были бы равносильны признанию верховенства Римского первосвященника в мире христианском. Раздраженные твердостью Михаила, не думавшего жертвовать ничем из своих священных прав в пользу папства, легаты решились на поступок, который служит и доныне позором для церкви Западной. Они решились произнести анафему на Константинопольскую церковь 16-го июля 1054 г., они дерзнули положить отлучительную на церковь Константинопольскую грамоту в Софийском константинопольском храме на св. алтаре, во время богослужения.

Вот эта грамота.

"Св. Римская первая апостольская кафедра, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах, ради церковного мира и пользы благоволила послать нас, легатов своих, в этот царствующий град, чтобы мы пришли и узнали, справедлив ли тот слух, который беспрестанно доходит до ушей ее из сего города, или же нет". Затем легаты, похвалив императора, клир и народ за благочестие, относительно же патриарха говорили: "Что же касается до Михаила, неправо называемого патриархом, и сообщников его глупости (stultitiae), то ежедневно в его среде рассеиваются здесь множайшие плевелы ересей. Именно, подобно симонианам, они продают дар Божий, подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и однако же делают их не только клириками, но и епископами. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Св. Троицы, в особенности латинян. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря. Подобно северианам, злословят закон Моисеев. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры и схождения Духа Святого и от Сына. Подобно манихеям, между прочим, считают квасное одушевленным. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостоивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении. Относительно этих заблуждений и многих других сам Михаил, вразумляемый письмами папы Льва, не образумился. Поэтому, мы - легаты, - не снося несправедливости и оскорбления, допущенного касательно первой апостольской кафедры, властью святой и нераздельной Троицы и апостольской кафедры всех св. отцов, бывших на седьми Вселенских соборах, произносим анафему на Михаила и его сообщников, если не вразумятся. Михаилу и сообщникам его, пребывающим в вышеуказанных заблуждениях и предерзостях - анафема, маранафа вместе с симонианами, валезианами... и со всеми еретиками, купно же с диаволом и ангелами его. Аминь, аминь, аминь".

Едва ли нужно разбирать, насколько несправедливы те наветы на церковь Восточную, какими наполнена эта грамота, едва ли нужно доказывать, что ничего нельзя найти общего между еретиками, здесь упоминаемыми, и верованиями и обычаями, каких держалась Восточная церковь времен Кирулария. Достаточно сказать, что обвинения эти находят несообразными с истиной даже сами лучшие из римско-католических писателей. Так, один из них, автор "Истории соборов", по сану латинский епископ, говорит об этой грамоте: "Отлучительная грамота (легатов римских. - А. Л.) не имеет надлежащей умеренности, потому что она изобличает Кирулария и лиц с ним единомышленных во всех возможных древних ересях". В этой грамоте, прибавим мы, высказалось со стороны Запада полное непонимание церкви Восточной: в своем самомнении церковь Западная видела заблуждение там, где было самое точное последование древним церковным учреждениям.

При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником. Патриарх Михаил 20 июля того же года собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора. В определении этого собора говорилось: "Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину". При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним. Определение указанного собора было сообщено всем прочим восточным патриархам, которые и приняли его решение.

Это событие обмена анафемой - Римской церкви с Константинопольской церковью - было важным событием в истории церковной. Хотя никаких других столкновений в ближайшее время история не видит между этими Церквами, однако же церковное единение всецело рушилось между ними.

Церковь Западная отпала от союза с Восточной".

Цитируется по: Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб., 1999

Андрей и Димитрий, сыновья Георгия, как лишенные наследства, досадовали на это и потому осадили Москву. Василий получил известие об этом в монастыре св. Сергия, немедленно поставил стражей, разместил гарнизон и остерегался, чтобы не напали на него внезапно. Приметив это и посоветовавшись между собою, Андрей и Димитрий наполнили несколько повозок вооруженными воинами и послали их к монастырю под видом купеческого обоза. Доехав туда, повозки остановились под ночь вблизи стражи. Воспользовавшись этим обстоятельством, воины в глубокую ночь внезапно выскочили из телег, напали на караульных, не подозревавших никакой опасности, и схватили их, В монастыре взят был и Василий, ослеплен и отослан в Углич вместе со своею супругою. Вскоре потом Димитрий, увидев, что сословие дворян ему неприязненно и что они переходят на сторону слепого Василия, бежал в Новгород, оставив сына Иоанна, от которого потом родился Василий Шемячич, в бытность мою в Москве содержавшийся в оковах; более скажу о нем ниже. Димитрий был прозванием Шемяка, отчего все его потомки называются Шемячичами. Наконец Василий Васильевич Темный спокойно овладел великим княжеством. После Владимира Мономаха до этого Василия в Руссии не было монархов. Сын же этого Василия, Иоанн 19, был весьма счастлив, потому что вскоре после своего брака с Мариею, сестрою Михаила, великого князя тверского, он изгнал зятя и овладел великим княжеством тверским; потом завоевал также Великий Новгород. После того все другие князья стали служить ему, пораженные величием его деяний или из страха. Потом, при постоянно счастливом ходе дел, он начал употреблять титул великого князя владимирского, московского и новгородского и наконец стал называться монархом (самодержцем) всей Руссии. Этот Иоанн имел от Марии сына по имени Иоанн, которому избрал в супруги дочь Стефана Великого, того молдавского воеводы, который победил Магомета, султана турецкого, Матвея, короля венгерского, и Иоанна Альберта, короля польского. По смерти первой своей супруги, Марии, Иоанн Васильевич вступил в другой брак с Софией, дочерью Фомы, некогда имевшего обширные владения в Пелопоннесе: я говорю о сыне Эмануила, царя константинопольского, из рода Палеологов. От нее он имел пятерых сыновей: Гавриила, Димитрия, Георгия, Симеона и Андрея, и им разделил наследство еще при своей жизни: Иоанну, старшему, он оставил самодержавную власть, Гавриилу назначил Великий Новгород, остальным дал другие владения по своему желанию. Первенец его, Иоанн, умер, оставив сына Димитрия 20, которому дед предоставил монархию, по обычаю, вместо его умершего отца. Говорят, что эта София была весьма хитра и под влиянием ее князь много делал. Между прочим утверждают, что она побудила мужа лишить внука Димитрия монархии и назначить на его место Гавриила. Князь, убежденный супругою, велел бросить Димитрия в оковы и долго держал его в них. Наконец, на смертном одре, он приказал привести его к себе и сказал ему: «Милый внук, я согрешил перед Богом и перед тобой, заключив тебя в темницу и лишив тебя законного наследства; заклинаю тебя - прости мне обиду; будь свободен, иди и пользуйся своим правом». Димитрий, растроганный этой речью, охотно простил вину деда. Но когда он выходил из его покоев, его схватили по приказанию дяди Гавриила и бросили в темницу. Одни полагают, что он погиб от голоду и холоду, другие - что он задушен дымом. Гавриил при жизни Димитрия выдавал себя только за правителя государства, по смерти же его принял княжеское достоинство, хотя и не был коронован, а только переменил имя Гавриила на имя Василия.

У великого князя Иоанна от Софии была дочь Елена, которую он выдал за Александра, великого князя литовского, избранного потом королем польским. Литовцы уже надеялись, что важные несогласия обоих государев будут прекращены этим браком; а произошли от него гораздо важнейшие. Ибо в брачном договоре было положено выстроить храм по русскому закону в городе Вильно на назначенном для того месте и причислить к нему боярынь и девиц русского вероисповедания, сопровождавших Елену. Когда несколько времени пренебрегали исполнением этого условия, тесть воспользовался этим, как поводом войны против Александра, и, устроив три армии, выступил против него: первую он послал на юг, в область северскую другую на запад, против Торопца и Белы, третью поставил посредине по направлению к Дорогобужу и Смоленску; из них он удержал в резерве еще войско для того чтобы послать на помощь той армии, против которой будут сражаться литовцы. После того, когда оба неприятельские войска сошлись у реки Ведроши, литовцы, бывшие под предводительством Константина Острожского, окруженного большим множеством вельмож и знати, возымели большую надежду поразить врагов, когда узнали от некоторых пленных число неприятелей и их вождей. Потом, так как речка препятствовала схватке, с обеих сторои стали искать переправы или брода. Однакож несколько московитов, взобравшись на противоположный берег первые вызвали литовцев на бой; но те бесстрашно отразили их, преследовали, обратили в бегство и прогнали за речку. Вскоре сошлись оба войска, и началось ужасное сражение. Между тем как с обеих сторон сражались с одинаковой храбростью, войско, помещенное в засаде, прибытии которого знали весьма немногие из русских сбоку врезалось в гущу врагов; литовцы, пораженные страхом, побежали; предводитель войска вместе со многим вельможами был взят в плен; остальные от страха оставили неприятелю лагерь, сдались сами и также отдали крепости Дорогобуж, Торопец и Белу. Войско же, которое пошло на юг и над которым предводительствовал Махмет-Аминь 21, татарский царь Казани, случайно захватило правителя (на их языке воеводу) города Брянска и овладело Брянском. После того два родных брата, двоюродные братья Василия, один - Стародубскй, другой - Шемячич, владевшие доброю частью области северской и прежде подвластные князьям литовским, передались под власть московского князя. Так одним сражением и в один год московский князь приобрел то, чем завладел Витольд, великий князь литовский, в продолжение многих лет и с величайшим трудом. С этими литовскими пленниками московский князь поступил весьма жестоко, держал их в самых тяжелых оковах и уговаривал князя Константина поступить к нему в службу. Не имея надежды уйти другим способом, Константин принял условие и был освобожден, обязавшись величайшею клятвой. Хотя ему назначены были поместья и владения сообразно его сану, но они не могли привлечь и удержать его, так что при первом случае, через непроходимые леса, он возвратился в отечество. Александр, король польский и великий князь литовский, постоянно желал мира более чем войны, отказался от всех областей и городов, занятых московским князем, и заключил с тестем мир, довольствуясь освобождением своих пленных.

Этот Иоанн Васильевич был так счастлив, что победил новгородцев в битве у реки Шелони; он принудил побежденных принять некоторые условия и признать его споим господином и князем, взял с них большие деньги и потом удалился, поставив там своего наместника. По истечении семи лет он снова воротился туда, вошел в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство, отнял серебро и золото и наконец все имущество граждан и увез оттуда более трехсот хорошо нагруженных телег. Сам он присутствовал на войне только однажды, когда были захватываемы княжества новгородское и тверское; в другое время он обыкновенно никогда сам не присутствовал в сражении и однакож всегда одерживал победу, так что великий Стефан, воевода молдавский, часто вспоминая о нем на пиршествах, говаривал: «Иоанн, сидя дома и покоясь, увеличивает свое царство, а я, ежедневно сражаясь, едва могу защитить границы».

Он также ставил по своей воде царей казанских, иногда отводил их пленными, но напоследок сам потерпел от них большое поражение в своей старости. Он первый обвел стеною московскую крепость и свою резиденцию, как это можно видеть и ныне. Женщинам он казался настолько грозным, что если какая-нибудь случайно попадалась ему навстречу, то от его взгляда только что не лишалась жизни. Не было к нему доступа для бедных, обиженных и притесненных сильными. За обедом он большею частью до того напивался, что засыпал, а все приглашенные между тем от страху молчали; проснувшись, он протирал глаза и только тогда начинал шутить и был весел с гостями. Впрочем, хотя он и был весьма могущественен, однако принужден был повиноваться татарам. Когда приближались татарские послы, он выходил к ним навстречу за город и выслушивал их стоя, тогда как они сидели. Его супруга которая была родом из Греции, очень досадовала на это и ежедневно говорила, что она вышла замуж за раба татар; потому она убедила супруга притвориться больным при приближении татар для того, чтобы наконец когда-нибудь уничтожить этот рабский обряд.

Умер Иоанн Великий в 7014 году от сотворения мира; в достоинстве великого князя московского наследовал ему сын Гавриил, потом называвшийся Василием. Он содержал в заключении своего племянника Димитрия, который еще при жизни деда был венчан на царство, сообразно народному обычаю; поэтому и при жизни, и по смерти племянника Василий не хотел торжественно венчаться на царство. Он во многом подражал своему отцу, сохранил в целости доставшееся ему от отца и присоединил к своим владениям многие области не столько войною, в которой был весьма несчастлив, сколько хитростью. Как отец привел в зависимость от себя Новгород, так он покорил прежде дружественный ему Псков, также приобрел знаменитое княжество смоленское, которое более ста лет было в подданстве литовцев. Ибо по смерти короля польского Александра, хотя Василий и не имел никакой причины воевать против Сигизмунда, короля польского и великого князя литовского, но, видя, что король более склонен к миру, нежели к войне, а равно и литовцы страшатся войны, он нашел предлог к разрыву. Именно он говорил, что с его сестрою, вдовою Александра, обходятся вовсе не так, как следует по ее достоинству. Кроме того он обвинял короля Сигизмунда в том, что он вооружал против него татар. Поэтому он и объявил войну, осадил Смоленск, придвинул стенобитные машины, однако не взял его. Между тем Михаил Глинский, происходивший от благородной отрасли русских князей и некогда занимавший у Александра высшие должности, бежал к великому князю Московскому, как это будет изложено ниже. Вскоре он склонил Василия к войне и обещал ему, что он покорит Смоленск, если он снова будет осажден, но с тем условием, чтобы московский князь отдал ему это княжество. Потом, когда Василий согласился на предложенные Михаилом условия и снова уже теснил Смоленск тяжкою осадою, Глинский овладел городом посредством переговоров или, справедливее сказать, через подкуп и привел с собою в Москву всех начальников войска, исключая только одного, который воротился к своему государю, не зная за собой никакой измены; остальные же офицеры, подкупленные деньгами и подарками, не смели воротиться в Литву и, чтобы предоставить некоторое оправдание своей вины, навели страх на воинов, говоря: «Если мы возьмем путь к Литве, то на всяком месте нас могут или ограбить, или убить». Воины, страшась этих бедствий, все отправились в Москву и были приняты на жалованье князя.

Гордясь этой победой, Василий приказал своему войску тотчас вступить в Литву, а сам остался в Смоленске. Потом, когда сдались несколько ближайших крепостей и городов, тогда только Сигизмунд, король польский, собрал войско и послал его на помощь осажденным в Смоленске, но уже поздно. Вскоре по взятии Смоленска, узнав, что московское войско идет в Литву, он прибыл в Борисов, лежащий на реке Березине, и оттуда отправил против неприятеля свое войско под предводительством Константина Острожского. Когда Константин достиг Борисфена, у города Орши, который отстоит от Смоленска на 24 германские мили, туда уже прибыло московское войско числом около восьмидесяти тысяч. Литовское же войско не превышало тридцати пяти тысяч человек, имея однакож несколько орудий. Восьмого сентября 1514 года, настлав мост, Константин переправил пехоту через Борисфен у города Орши, конница же переправилась через узкий брод под самой оршинской крепостью. Вскоре после того как половина войска перешла через Борисфен, известили об этом Ивана Андреевича Челядина, которому московский князь поручил главное начальство, и советовали напасть на эту часть войска и уничтожить ее. Но он отвечал: «Если мы разобьем эту часть войска, то останется другая, к которой могут присоединиться другие силы; и таким образом нам будет грозить большая опасность. Подождем немного, пока переправится все войско: у нас такие силы, что, без сомнения, мы можем без большого труда или разбить это войско, или окружить его и гнать до самой Москвы, как быков. Наконец нам останется только занять всю Литву». Между тем приближалось литовское войско, в состав которого входили поляки и солдаты из чужих стран, и, когда оно отошло от Орши на четыре тысячи шагов, обе армии остановились. У московитов два крыла далеко отошли от остального войска для того, чтобы обойти неприятеля с тыла; главное же войско в боевом порядке стояло в середине, а впереди были поставлены те, которые должны были вызвать неприятеля на бой. Напротив них литовцы долго давали диспозицию своим разноплеменным силам, ибо каждое княжество прислало войско и предводителя своего племени, и таким образом в боевой линии каждому было определено свое место. Наконец, поставив несколько отрядов впереди, московиты подали сигнал и первые напали на литовцев. Те стояли бесстрашно и отразили их; но московиты, получив подкрепление, в свою очередь обратили в бегство литовцев. Таким образом, несколько раз обе стороны, усиливаясь свежими подкреплениями, опрокидывали друг друга. Наконец, все силы введены были в дело. Тогда литовцы, с намерением отступив к тому месту, где у них поставлены были орудия, обратили пушки на преследовавших их московитов: они стреляли, расстраивали и разрывали густые задние ряды, стоящие в резерве. Московиты были устрашены этим новым образом войны, так как они думали, что только первые ряды, сражающиеся с неприятелем, находятся в опасности; они смешались и ударились в бегство, считая передние дружины уже разбитыми. Тогда литовцы, обратившись назад, со всеми силами настигли их, преследовали и убивали. Одна ночь и леса прервали эту сечу. Между Оршей и Дубровной (которые отстоят друг от друга на 4 германские мили) есть судоходная река Кропивна: в ней потонуло столько московитов, бежавших по ее опасным и высоким берегам, что течение реки замедлилось. Взяты были в этом сражении все начальники войска и военные советники. На следующий день Константин сделал великолепный прием знатнейшим из них, а потом отправил их к королю: они были распределены по литовским крепостям. Иван Челядин, с двумя другими главными вождями уже преклонных лет, содержался в Вильне в железных кандалах; когда я был отправлен в Московию послом от цесаря Максимилиана, то навестил их с позволения короля Сигизмунда и утешал их, кроме того, по их покорной просьбе, дал в долг несколько золотых. Услышав о поражении своих войск, князь немедленно оставил Смоленск и поспешно уехал и Москву, приказав сжечь крепость Дорогобуж, чтобы не завладели ею литовцы. Литовское войско направилось прямо к городу Смоленску, но не могло взять его, потому что московский князь сильно укрепил его и оставил в нем гарнизон. К тому же приближающаяся зима мешала осаде. Кроме того, литовцы были обременены добычей, доставшейся после сражения, и многие требовали возвращения домой, полагая, что они уже довольно сделали. Наконец, литовское войско не могло взять Смоленска и потому, что ни литовцы, ни московиты не умеют брать крепостей. Но от этой победы король ничего не выиграл, кроме возвращения трех городов по сю сторону Смоленска. На четвертый год после этого сражения московский князь послал войско в Литву; оно расположилось станом между течением реки Двины и городом Полоцком. Отсюда он отпустил большую часть своего войска опустошать Литву огнем и мечом и собирать добычу. Альберт Гастольд, полоцкий воевода, вышедши в одну ночь и перешел реку, зажег кучу сена, которое собрали московиты ради долгой осады, и напал на неприятелей: одни из них погибли от меча, другие потонули в бегстве, третьи были взяты в плен, немногие спаслись; из остальных, которые, переходя с одного места на другое, опустошали Литву, одни побеждены в разных местах, другие, бродившие по лесам, убиты поселянами.

В то же время московский князь также выступил против царства казанского, с судовою и конною ратью, но воротился, не сделав дела и потеряв весьма много воинов. Хотя этот князь Василий в войне был весьма несчастлив, однако тем не менее свои всегда выхваляют его так, как будто бы он вел дела свои счастливо; и хотя иногда ворочалась едва половина воинов, однако они утверждают, что в сражении не потеряно ни одного. Властью, которую имеет над своими, он превосходит едва ли не всех монархов целого мира. Он исполнил то, что начал его отец, - именно отнял у всех князей и других владетелей все их города и укрепления. Даже своим родным братьям он не вверяет крепостей и не позволяет им в них жить. Почти всех гнетет он тяжким рабством, так что тот, кому он приказал быть у себя во дворце, или идти на войну, или отправлять какое-нибудь посольство, принужден исполнять свою должность на свой счет, исключая юношей, боярских детей, т. е. благородных людей небольшого достатка, которых, по их бедности, он ежегодно берет к себе и обыкновенно дает жалованье, но не всем одинаковое. Тем, которым он кладет 6 золотых в год, жалованье выдается только на третий год; те же, которым дается каждый год по 12 золотых, обязаны быть готовыми ко всякой должности на своих издержках и с несколькими лошадьми. Знатнейшим, которые отправляют посольства или другие важные должности, даются или управления областями, или села, или поместья, смотря по труду и достоинству каждого; однако они платят с них князю известную ежегодную подать: им идет только денежная пеня, которую они взимают с бедных, чем-либо провинившихся, и некоторые другие доходы. Князь позволяет пользоваться такого рода владениями большей частью в продолжение полутора лет; если же оказывает кому особенную милость и благоволение, то прибавляет еще несколько месяцев. Но по прошествии этого времени всякое жалованье прекращается, и целые шесть лет такой человек должен служить даром. При княжеском дворе был некто Василий Третьяк Долматов, пользовавшийся милостью князя и бывший в числе ближних дьяков его. Князь назначил его послом к цесарю Максимилиану и приказал ему приготовляться. Когда Третьяк говорил, что у него нет денег на дорогу и на издержки, его тотчас схватили, увезли в Белоозеро и на всю жизнь заключили в темницу, где он наконец и погиб жалкой смертью. Князь взял себе его именье, движимое и недвижимое, и нашедши у него 3000 флоринов чистыми деньгами, не дал его братьям и наследникам даже четвертой части. Подлинность этого, кроме общей молвы, подтвердил писец Иван, который был ко мне приставлен князем, чтобы доставлять вещи, необходимые для ежедневного употребления: он держал Третьяка под стражей, когда тот был взят. Два брата Василия Третьяка, Феодор и Захария, которые были даны нам приставами на возвратном пути из Можайска в Смоленск, утверждали то же самое. Если послы, отправленные к иностранным государям, привозят какие-либо драгоценности, то князь откладывает это в свою казну, говоря, что он даст им другую награду, а она такова, как я сказал выше. Так, когда вместе с нами возвратились в Москву послы князь Иван Посечен Ярославский и дьяк Семен (т. е. Симеон) Трофимов, получив в дар от цесаря Карла V, к которому были посланы, тяжелые золотые ожерелья, цепи, испанские дукаты, а от брата цесаря Фердинанда, эрцгерцога австрийского, моего государя, серебряные чаши, золотые и серебряные парчи и несколько немецких гульденов, то князь немедленно отобрал у них и цепи, и чаши, и большую часть испанских дукатов. Когда я спрашивал послов, справедливо ли это, то один постоянно отрицал, боясь унизить своего князя, другой же говорил, что князь приказал принести к себе царские подарки, чтобы поглядеть на них. Потом, когда я весьма часто вспоминал об этом, один из них перестал после этого посещать меня, чтобы не быть принужденным ко лжи, продолжая отпираться, или чтобы избежать опасности в том случае, если признается в истине. Но придворные не отвергали этого факта, а возражали: «Так что же, если князь вознаградит их другою милостью? Он имеет власть как над светскими, так и над духовными особами и свободно, по своему произволу, распоряжается жизнью и имуществом всех». Между советниками, которых он имеет, никто не пользуется таким значением, чтобы осмелиться в чем-нибудь противоречить ему или быть другого мнения. Они открыто признают, что воля князя есть воля Бога и что князь делает, то делает по воле Божией; потому они даже называют его божьим ключником и постельником и, наконец, верят, что он есть исполнитель воли Божией. Оттого сам князь, когда его умоляют о каком-нибудь заключенном или в другом важном деле, обыкновенно отвечает: будет освобожден, когда Бог велит. Подобно тому, если кто-нибудь спрашивает о каком-нибудь неизвестном и сомнительном деле, обыкновенно отвечают: знает Бог и великий государь. Неизвестно, такая ли загрубелость народа требует тирана государя или от тирании князя этот народ сделался таким грубым и жестоким.

Со времени Рюрика до нынешнего князя прежние государи не употребляли другого титула, как великих князей или владимирских, или московских, или новгородских и пр., кроме Иоанна Васильевича, который называл себя господином всей Руссии и великим князем владимирским и пр. Василий же Иоаннович присваивает себе титул и имя царя следующим образом: «Великий Государь Василий, Божиею милостию Царь и Государь всей Руссии, и Великий Князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и пр., Государь и Великий Князь Нижней земли Новгородской и Черниговский, Рязанский, Волоцкий, Ржевский, Белевский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и пр.». Так как ныне все называют его императором, то мне кажется необходимым распространиться о титуле императора и о причине этой ошибки. Слово «царь» на русском языке значит «король», rex. Но на общем славянском языке, у поляков, богемцев и всех других, под словом «царь» понимают императора или цесаря от созвучия этого слова с последним долгим слогом слова «Caesar». Оттого все, которые не понимают русского языка и не знают русских букв, как-то богемцы, поляки и славяне, подвластные венгерскому королевству, называют rex"a другим именем: одни - кралем, другие кираллем, некоторые королем, и полагают, что царем называется только один цезарь или император. От этого произошло, что русские переводчики, слыша, что иностранцы называют их государя императором, начали и сами именовать его так, полагая, что имя царя почетнее, чем имя короля (хотя они и значат одно и то же). Но если пересмотреть все их летописи и священное писание, то везде слово царь соответствует слову rex, а император - слову кесарь. По такой же ошибке царь турецкий назывался императором, хотя он издревле не употреблял другого более высокого титула, чем титул царя, т. е. короля. От того европейские турки, которые употребляют славянский язык, называют Константинополь Цареградом, так сказать царским городом.

Некоторые пишут, что московский князь домогался от римского папы и от цесаря Максимилиана царского имени и титула. Это мне кажется неправдоподобным, преимущественно потому, что московский князь ни одному человеку так не враждебен, как папе, которого он удостаивает только титула учителя. Цесаря же римского он почитает не выше себя, как это явствует из его грамот, в которых он свое имя ставит впереди императорского титула. Герцог у них называется князем, и они, как я сказал, никогда не имели другого титула больше этого и только прибавляли в нему слово великий, ибо все прочие, которые имели только одно княжество, назывались князьями; которые же владели большим числом княжеств и имели под своей властью других князей, те назывались великими князьями. Они не имеют другой степени или достоинства, кроме бояр, которые соответствуют, как я сказал выше, нашим дворянам или рыцарям.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...