Имение пришвина. В гости с дроном к м.м. пришвину в дунино, московская область, одинцовский район. В гости с дроном к селекционеру Н.Я. Никитинскому в усадьбу Костино, Рязанская область

http://www.museum.ru/M490

http://www.prishvin.ru/index.htm

Дом-музей М. М. Пришвина

Адрес: 143091, Московская область, Одинцовский район, п/о "Санаторий Поречье", д. Дунино, д. 2.

Музей-усадьба Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) расположен в 50 км от Москвы в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки. Дом и усадьба представляют интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник - дом был построен в к. ХIХ-н. ХХ в., тогда же сложилась усадьба с аллеями и лугом. Пришвин купил дом в 1946 г. и проводил здесь каждое лето.

Дом, построенный в конце XIX века, необычен для того времени. Известно, что его первой хозяйкой была уроженка Финляндии Мария Освальд, и мотивы северного архитектурного органично вписались в облик подмосковной усадьбы: открытая семигранная веранда с конусовидной крышей, богатая резьба наличников, высокий фундамент.

Дунинская усадьба площадью около гектара расположена на склоне - дом вписан в ландшафт, он стоит на вершине склона с высокой, опирающейся на два каменных столба, верандой. Несмотря на небольшую площадь, дунинская усадьба обладает всеми приметами классической русской усадьбы: липовая и еловая аллеи, яблоневый сад, луг, дорожки, цветники, скамейки.

Усадьба до сих пор сохраняет живую и теплую атмосферу, словно хозяин дома только что вышел, на минуту разминувшись с гостями. И пока его нет, можно рассмотреть "святая святых" - кабинет, в котором создавались те самые произведения, которые теперь стоят у нас на книжных полках под защитой твердых переплетов. Здесь же, в кабинете находится личная библиотека Пришвина, а также его охотничье ружье и принадлежности для фотографии. Они не только хранят память о руках писателя, но и воссоздают быт ушедшей эпохи.

Из окон кабинета открывается вид на заречные поля и еловую аллею. Но скажем по секрету, по утрам Пришвин предпочитал работать не в кабинете, а в столовой.

Столовая - самая большая и светлая комната в доме. На столе стоит самовар - Пришвин любил вставать рано утром (3-4 часа утра) и работать "на зорьке". Во время работы он любил пить чай из этого самовара. В центре комнаты стол, сколоченный из дерева. На столе мемориальная скатерть (вышита матерью В. Д. Пришвиной). В правом углу кресло, сделанное из сиденья автомобиля (Пришвин был большим любителем автомобилей). На кресле покрывало, вышитое матерью Пришвина.

В столовой за чаем велись долгие разговоры, ведь в гостях у Пришвина бывали самые разные люди - академик П. Л. Капица, дирижер Е. А. Мравинский, пианистка М. В. Юдина и, конечно, соседи-дачники. В теплые летние вечера эти беседы проходили на веранде. Поднятая на высоких столбах (дом построен на спуске) веранда - настоящее украшение дома. С нее открывается прекрасный вид на яблоневый сад, цветники и столетнюю пихту. Можно представить, как часто Пришвин наблюдал отсюда за звездным небом.

Основала музей Пришвина Валерия Дмитриевна (1899-1979).

В. Д. Пришвина родилась 11 ноября 1899 года в дворянской семье. Детство прошло в Даугавпилсе, где служил отец Д. М. Лиорко, а гимназию она окончила уже в Москве перед самой революцией.

В 1918 г. ее отец, как бывший офицер, был расстрелян. Вместо учебы в Университете, она начала работать, а через несколько лет поступила в Институт Слова.

Два года спустя после возвращения в Москву, где, скрывая свое прошлое, В. Д. преподавала литературу в вечерней школе, судьба свела ее с Пришвиным.

Встреча Михаила Михайловича Пришвина с Валерией Дмитриевной Лебедевой произошла 16 января 1940 года.

Пришвин искал секретаря - надежного человека, которому бы можно было доверить обработку архива; прежде всего, он имел в виду дневник, о котором однажды записал «За каждую строчку моего дневника - десять лет расстрела».

Валерия Дмитриевна приступила к работе, но их отношения развивались и складывались быстро и неожиданно, неотвратимо превращаясь в любовь.

«Все вышло у нас из дневников: в них она нашла настоящее, свое собственное, выраженное моими словами…»

В первое лето после кончины Михаила Михайловича (16. 01. 1954) в Дунино пошли люди. Это стало для Валерии Дмитриевны огромной поддержкой - дунинская дача превращалась в мемориальный дом, куда приходили читатели Пришвина.

Она начала огромную работу по расшифровке и перепечатке Дневника писателя, которая продолжалась несколько лет; параллельно готовила Собрание сочинений. И так до конца жизни (1979г.): архивные публикации, статьи и книги о Пришвине, прием людей, приходящих в Дунино.

Комната В. Д. Пришвиной находится рядом с кабинетом. Пришвин в шутку назвал комнату "денщицкой". Здесь письменный стол с пишущей машинкой, полка с любимыми книгами по философии, поэзии, книги по садоводству, которые покупал Пришвин в годы ее страстного увлечения садом.

На кровати старинное покрывало. Сотрудники музея сказали нам, что судя по рисунку, покрывало было сделано до реформы 1861 года.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции

Библиотека писателя - 417 книг.

Личные вещи писателя.

Охотничьи и фотопринадлежности.

Фотографии из коллекции музея

Пришвин начал водить машину в начале 1930-х гг. Он говорил, что «ездил на одной из первых машин, которые прошли по Москве» и считал, что «машину свою надо знать, как себя».

Интерес к машине был связан с его писательским интересом к природе и охоте - он много ездил по лесам и по бездорожью. К машине были приучены его собаки.

После войны Пришвин считался одним из старейших водителей Москвы и сам водил свой «Москвич» до последних дней.

ГАЗ АА выпуск 1932 -1938 гг

«У меня для долгих странствий была оборудована грузовая машина. Одно издательство ее списало, а я приобрел в счет гонорара.

Там у меня кузов был превращен в «квартиру» из четырех комнат. Рабочий кабинет, спальня, фотолаборатория и закуток для собак.

Пешком бродяжничать по лесам стало мне трудновато.»

Из дневника писателя.

Пришвин увлекся фотографией во время своего первого путешествия на Север в 1906 году - тогда он фотографировал аппаратом случайного попутчика и этими фотографиями проиллюстрировал книгу «В краю непуганых птиц», изданную после поездки.

В 1928 году ему удается купить фотоаппарат, и в первые дни, осваивая его, он записывает: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро».

С этих пор фотография постоянно сопутствует художественному творчеству писателя - оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.

В течение января 1930 г. Пришвин снимает уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. 200 негативов хранились в металлической коробочке из-под чая с надписью «Когда били колокола…» - сохранившийся репортаж с места событий.

Памятные даты и ежегодные мероприятия

Дата основания - 1979г.

Дата открытия - 1980г.

Окрестности

Кроме мемориального дома и усадьбы Михаила Пришвина, в Дунине можно увидеть недавно выстроенную часовню Архангела Михаила - часть мемориального комплекса, посвещенного победе в Великой Отечественной Войне.

Пройти вверх по течению Москвы - реки до святого родника Иоанна Предтечи и окунуться в ледяную целебную воду

Тропинка идет по живописному берегу реки вдоль археологического комплекса курганов, где сохранились остатки городищ, селищ, зафиксированные рельефом местности.

Интернет

www.museum.ru/M490 - официальная страница

Музей-усадьба М. М. Пришвина - W1425, официальный сайт www.prishvin.ru/

Музей-усадьба Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) расположен в 50 км от Москвы в деревне Дунино на живописном берегу Москвы-реки. Дом был построен в к. Х1Х-н.ХХ в., тогда же сложилась усадьба с аллеями и лугом. Пришвин купил дом в 1946 году и проводил здесь каждое лето.

Контакты - +7 495 992 66 43 e-mail: [email protected]

Проезд общественным транспортом - М. Молодежная, 1-й вагон из центра, маршрутка №121 до конечной «Лесные дали», далее 20 минут пешком до деревни Дунино.

Координаты GPS: Широта - 55*43"20" Долгота - 36*56"15"

Расписание работы - Музей работает с 10 до 16. Понедельник и вторник – выходной. Последний день месяца – санитарный.

Карта

Музей представляет из себя дом площадью 75,4 кв. м, который включает кабинет Пришвина, столовую, веранду и комнату жены писателя - В.Д. Пришвиной. Дом Пришвина напоминает дворянскую усадьбу - дом расположен на большом земельном участке (примерно 0,5 га). Здесь много цветов и фруктовых деревьев. Оказывается, что дом и есть бывшая дворянская усадьба конца 19 века. Интересно, что несмотря на революцию, дом и сама усадьба были сохранены ко времени покупки их Пришвиным (1946 год).

Кабинет

Окна кабинета выходят на лесную часть усадьбы с поляной и еловой аллеей. Здесь Пришвин работал над произведениями последних лет - романом "Осударева дорога", повестью "Корабельная чаща", дневниковой книгой "Глаза земли". В кабинете библиотека писателя. В ней хранятся первые издания его произведений на русском и иностранных языках. Здесь ранятся фотографические и охотничьи принадлежности Пришвина.

Столовая

Самая большая и светлая комната в доме с выходом на веранду - любимое место отдыха писателя. В столовой за большим обеденным столом отмечались семейные праздники, собирались друзья дома. В эти годы в Дунине бывали физик П.Л. Капица, дирижер Е.А. Мравинский, пианистка М.В. Юдина, писатели и поэты К.Федин, Вс. Иванов, А. Лахути, Ксения Некрасова, художники Р.Н. Зелинская, Г.М. Шегаль, В.М. Никольский, скульптор Лина По. На стенах многочисленные фотографии работы Пришвина.

На столе стоит самовар - Пришвин любил вставать рано утром (3-4 часа утра) и работать "на зорьке". Во время работы он любил пить чай из этого самовара. В центре комнаты стол, сколоченный из дерева. На столе мемориальная скатерть (вышита матерью В.Д. Пришвиной). В правом углу кресло, сделанное из сиденья автомобиля (Пришвин был большим любителем автомобилей). На кресле покрывало, вышитое матерью Пришвина.

Есть в столовой несколько дорогих реликвий, связанных с имением Хрущево под Ельцом, где Пришвин родился: этюд 1913 года "Вид с веранды хрущевского дома" работы двоюродной сестры Пришвина М.Игнатовой, вышитая матерью Марией Ивановной Пришвиной дорожка с надписью "Чем более гляжу, тем более в тебе приятства нахожу" и старинная кофемолка.

На стене висит портрет 1947 года жены писателя В.Д. Пришвиной. Портрет написан двоюродной сестрой Пришвина М. Игнатовой.

Комната В.Д. Пришвиной

Находится рядом с кабинетом. Пришвин в шутку назвал комнату "денщицкой". Здесь письменный стол с пишущей машинкой, полка с любимыми книгами по философии, поэзии, книги по садоводству, которые покупал Пришвин в годы ее страстного увлечения садом.

Против Козино, на высоком берегу Москвы-реки расположена д. Дунино, на краю которой, у леса, стоит дом. Здесь провёл свои последние годы писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сын елецкого купца Михаила, Дмитриевича Пришвина, от которого унаследовал мечтательную и поэтическую натуру.

Два события детства (1883-1889 -годы учения в Елецкой гимназии) определили «многое в будущем» -побег в «Америку» (прообраз страны без имени, без территории, куда ведет волшебный колобок) и исключение из гимназии из-за конфликта с учителем географии В.В. Розановым, в будущем философом и писателем. Третье событие - увлечение марксизмом (середине 1890-х гг. - начало 1900-х), работа в марксистских кружках, арест, тюремное заключение.

Пришвин приходит к осознанию марксизма как теории, подменяющей реальность, и обращается к «личному творчеству жизни».

В 1907 г. знакомится с писателем A.M. Ремизовым, влияние которого сказалось в рассказах 1910-х гг. У них был один путь от «фантастического» марксизма к искусству, и в искусстве от страдания к радости. В Петербурге снова встречает В.В. Розанова, ставшего для Пришвина «самым близким человеком», с которым его объединяло чувство святости мира, единства Творца и творения, для них общим было понимание «губительности разлада мира и христианства, разрыва духовного и материального начал бытия».

Книга «У стен града невидимого» (1909), посвященная религиозным исканием в народе интеллигенции, была высоко оценена Д. Мережковским: «Книга замечательная - в своем роде единственная».

В 1917-1922 г. Пришвин отказался от традиционного интеллигенстского существования для жизни в глубине народной России, он назвал свой путь «строительством борьбы за жизнь вне идейного человека» - антитеза самоубийству и погружению в чан (образ разрушительной безликой стихии) революции - поиск выхода к внутренней духовной свободе в условиях несвободы внешней.

В рассказе «Голубое знамя» (1918) «новому, красному» автор противопоставляет голубое Христово знамя, революционному насилию - сострадание невинным жертвам, революции - «святыню жизни живой».

Роман «Кащеева цепь» посвящен истории русской интеллигенции.

В 1837-1940 гг. Пришвин переживает религиозный переворот, отразившийся в книге «Мы с тобой. Дневник любви», написанной совместно с Валерией Дмитриевной Пришвиной. Любовь как творчество жизни, участие человека в строительстве мира-храма, дома жизни.

Пришвин хотел написать хороший роман, который был бы опубликован. Во внутренней борьбе с самим собой он проходит до конца путь верности себе и путь приспособления ко времени. Пришвин воссоздает два пути устройства человеческой жизни на земле, каждый из которых он прошел сам: путь общественный, «внешний», связанный с материальным устройством человеческой жизни, представляющий культуру, ориентированную на идею революции, и путь личный, внутренний, духовный, связанный с христианской традицией русской культуры.

Выход из трагического противостояния этих путей Пришвин видел в восстановлении целостности бытия, в синтезе противоположностей жизни (материального и духовного, внешнего и внутреннего, личного и общественного, природного и культурного).

В Дунине Пришвин поселился в 1946 г. Ему было 73 года.

О своем Последнем доме Пришвин писал: «Поэзия, погуляв на людях, может 8ернуться к себе, в свой дом, и служить себе самой, как золотая рыбка. Тогда всё, что было в мечте, как дружба, как любовь, домашний уют, может воплотиться: явится друг, явится любимая женщина, устроится дом и всё выйдет из поэзии, возвращенной к себе. Я могу об этом свидетельствовать: в моем доме нет гвоздя, не возникшего в бытие из моей мечты...Мой дом над рекой Москвой - это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны.

Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику» В этом доме Пришвин работал над последним своим произведением «Корабельная чаща».

В дореволюционные годы в Дунине собиралась революционная интеллигенция, после освобождения гостила Вера Фигнер, бывали скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков.

Пришвин купил полуразрушенный дом у последней владелицы усадьбы, Лебедевой-Критской.

Для Пришвина всегда было особенно значимо писательское поведение, связанное с преодолением литературы, выходом за её пределы в сферу жизни и религии, вызывающим открытие новых форм самой литературы, Своей самой главной книгой Пришвин считал «Дневники», которые он вел с 1905 по 1954 г.

Дневник - это «творчество жизни в глубочайшем смысле», дневник «утверждает, как самую святость жизни, акт соединения духа и материи, воплощения и преображения мира».

В 80 лет Пришвин писал в Дневнике: «...Боже мой, дай мне только здоровья, чтобы оно поддержало силы мне, чтобы юношей, а не стариком войти в новую жизнь и там бы всё мое лучшее нашло свое место и процвело».

Перед самой смертью Михаил Михайлович сильно затосковал. «А, может быть, это просто мелкие бесы...»

Уже в наше время в центре деревни построена часовня , освященная во имя Михаила Архангела в память о воинах, защищавших эти места.

«Экономические примечания» конца XVIII в. сообщают, что сельцом Дунино из 8 дворов, где проживали 36 мужчин и 31 женщина, владели Дарья и Александра Григорьевны Спиридовы, которым принадлежало соседнее село Козино на противоположном берегу р. Москвы. Спустя полвека деревня значилась владением камер-юнкера Алексея Алексеевича Спиридова и на ее 10 дворов приходилось 20 душ мужского пола и 21 женского.

В начале XIX в., с развитием в Звенигородском уезде лесного промысла, местные жители, помимо традиционного сельского хозяйства, занялись распиловкой леса. В конце этого столетия Дунино становится местом отдыха. В 1904-1905 гг. здесь жил известный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, позднее - видная революционерка В. Н. Фигнер и биохимик академик А. Н. Бах.

Статистика 1890 г. отмечает в Дунино 76 жителей и усадьбу господина Салтыкова. Через три десятилетия, по переписи 1926 г., в деревне значилось 28 хозяйств, 139 жителей и металлоартель. Она появилась здесь в 1918 -1919 гг., получила название «Металлист» и первоначально объединила 14 кустарей. В 1921 г. она насчитывала уже 70, а в 1924 г. - 120 человек, изготовлявших металлическую посуду: кружки, чайники, кастрюли, ведра, котелки.

На правом берегу Москвы-реки, недалеко от дома отдыха «Поречье», который расположен под Звенигородом, находится Дунинский археологический комплекс и объединяет в себе памятники истории разных эпох – дьяковской культуры раннего железного века (1 тысячелетие до н.э. – 1 тысячелетие н.э.), периода Древней Руси (11 – 13 вв.), а также позднего средневековья (14 – 17 вв.).


Но самую яркую и долгую память о себе оставил в Дунине замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Здесь он провел свои последние годы жизни с 1946 по 1953 г., живя в деревне с ранней весны до глубокой осени. «Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел», - писал он в рассказе «Москва-река». Дунинские годы были одним из самых плодотворных периодов его творчества. В Дунине мастер слова написал роман «Осударева дорога», повесть «Корабельная чаща», книгу «Глаза земли», многие рассказы. Дом, в котором жил писатель, окружен старым садом, начинающимся у самых окон. Многие деревья были посажены его руками.








Среди них «елочка Васи Веселкина» (героя «Корабельной чащи»), посаженная писателем в память окончания повести в 1953 г. После смерти писателя в его доме был открыт музей, хозяйкой которого до самой кончины в 1979 г. являлась вдова Пришвина - Валерия Дмитриевна. Она сама встречала многочисленных гостей из разных уголков страны, до последних дней работала над изданием трудов мужа. Ею были написаны две книги по истории Дунина. Наряду с Михайловским, Тарханами, Болдиным, Дунино вошло в плеяду литературных уголков России. Так же, как и при Пришвине, разбросаны здесь средь высоких сосен и леса деревянные домики, так же плавно несет свои воды мимо высокого ступенчатого берега Москва-река.

История этой достопримечательности такова: в 1946 году, после некоторых поисков, писатель приобретает дачный участок в деревне Дунино под Звенигородом. Атмосфера этого места очаровывает Пришвина. Место, в самом деле, замечательное: участок расположен на склоне холма, недалеко под ним бежит речка, а из домика на пригорке открываются замечательный вид на луга и дальний лес, расположившиеся на противоположном берегу.

Весь участок занимает около гектара площади. Это, конечно, не Ясная Поляна, но все-таки – усадьба, где можно чувствовать себя достаточно вольготно! Здесь даже есть липовая и еловая аллеи, есть небольшой яблоневый сад, и даже есть луг – чем не усадьба? Столовая - самая большая и светлая комната в доме. За этим столом Пришвин обычно начинал день, делая записи в своем дневнике. Жилище – небольшой домик, построенный в конце XIX – начале XX века.


Первой его хозяйкой была супруга финляндского уроженца Мария Освальд, и финская традиция оставила свой след в необычной архитектуре постройки. Самая выдающаяся особенность дома – нависающая над склоном открытая веранда, напоминающая наблюдательный пункт на краю какой-нибудь скалы. Сам дом небольшой: крыльцо, прихожая, кухня, столовая, крошечная комнатка жены писателя, Валерии Дмитриевны, кабинет хозяина и веранда. Когда перечисляешь названия помещений, кажется – много, а на самом деле все очень компактное. Что называется, в тесноте, да не в обиде. Дом очень уютный. Наверное, благодаря этому, здесь часто собирались гости, среди которых были такие известные личности как академик Петр Капица, дирижер Евгений Мравинский, скульптор Сергей Коненков.

Самая большая комната в доме – столовая. Но и она по своим размерам едва ли тянет на зал. В центре ее – стол, накрытый скатертью, взятой из сундука с приданым Валерии Дмитриевны. За этим столом каждое утро начинал свой день Михал Михалыч, делая записи в дневнике. Вдоль одной из стен поставлено пианино – в этом доме любили музыку. Из прочего убранства – деревянный резной буфет (как и полагается для столовой), старинная громоздкая радиола на столике, кушетка, импровизированное кресло, сооруженное из автомобильного сиденья, фикус да бегония на подставке. По стенам развешаны картины и фотографии, авторство некоторых из них принадлежит Пришвину. Из двух других жилых помещений одно и комнатой-то назвать нельзя – это отгороженные от коридора низким шкафчиком «покои» жены писателя, Валерии Дмитриевны. Сам Пришвин, шутя, называл эту комнатушку «денщицкой». Все ее убранство – кровать да письменный стол. Зато какая на столе печатная машинка – самый настоящий Mercedes!

Печатная машинка М.М. Пришвина Mercedes

Отсюда попадаем в кабинет писателя. Он уже побольше. Здесь тоже письменный стол с непременной печатной машинкой. В углу – еще один столик, заваленный фотографическими принадлежностями (с фотографией Пришвин познакомился аж в 1906-м году и с тех пор оставался страстным поклонником и практиком этого искусства). Далее по кругу – книжный шкаф, кровать, а в углу у печки оборудована лежанка для собаки. Михал Михалыч был известным охотником, а как настоящему охотнику прожить без собаки? – никак, она всегда должна быть рядом! Ну и трофей в жилище охотника необходим – тут же, над дверями, лосиные рога.

В кабинете М.М. Пришвина в Дунине: слева - печка, под ней - лежанка для собаки; дверь из "денщицкой", над дверью - лосиные рога, охотничий трофей писателя. Большая часть предметов, находящихся в музее, оригинальные.


Это личные вещи писателя, жившего в Дунине каждое лето с 1946-ого по 1953 год. Времени, в общем-то, с тех пор прошло не так уж и много, век предметов длится гораздо дольше. Самое удивительное – это то, что в доме сохранили атмосферу; он и на музей-то не очень похож – здесь практически все можно трогать руками, на стульях можно посидеть, если умеете играть на пианино – вас попросят сыграть. Такое ощущение, что в доме до сих пор живут, и вы приезжаете сюда не в музей, а в гости к доброму старому писателю, знакомому с детства. Писателя не стало в январе 1954-ого года, а уже с лета того же года здесь стали принимать первых посетителей. По завещанию жены Пришвина Валерии Дмитриевны усадьба была передана государству, и в 1980-ом году она получила статус филиала Государственного Литературного музея.

"Литература давала мне возможность жить почти свободным человеком, наслаждаться уединением, питающим любовью к человеку, к зверю и цветку – ко всему". М. Пришвин

Вообще, предчувствие чего-то хорошего, ощущение того, что едешь туда, куда надо, появляется уже при съезде со МКАДа на Рублево-Успенское шоссе. Сразу встречают сосны и заснеженные пригорки, сразу - природа, как будто и нет за спиной шумящей день и ночь трассы. Проедешь несколько островков какой-то неведомой жизни, идущей за гигантскими мерцающими буквами Luxury, снова окунешься в сосны и сугробы, и внезапно окажешься в такой непривычной, но такой дружественной тишине, что уже с первой минуты в голове возникают мысли о побеге - сюда, в Дунино.
"Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел", М.Пришвин "Москва-река".
Мы оставили машину у колодца и вышли в теплую морозную тишину. Напротив, в маленьком деревянном храме, пожилая женщина украшала елочку к Рождеству. А больше никого вокруг не было. Поднялись по деревенской улочке к пришвинскому участку, огороженному невысоким штакетником. "Здравствуйте! С праздником вас! Здоровья, счастья вам!" - как-то радостно и хорошо, громко поздравила нас матушка, идя от домика к калитке. Выбежал пес Барик - очень добрый, большой, приветливо машущий хвостом, встречающий всех гостей и провожающий их до дверей в дом. Ступили на дощатый пол, в тепло... Запах деревянного старого дома. Охранник - большой и тоже добрый, под стать дому: "Вы, наверное, с экскурсией хотите? Сейчас она придет, вы пока книжки вот поглядите, здесь и детские тоже есть...". Сходил, позвонил девушке-экскурсоводу, через пять минут прибежала молодая женщина с удивительным каким-то лицом, без грамма косметики, чистым, ясным и гармоничным. Только-только из дома, "от ребенка": "Раз нас немного, то давайте по-простому? Вас как зовут? Меня - Оля". И все это вместе с самого начала как-то мягко тебя разворачивало, словно свернувшегося ежика. Казалось бы - что такого, какие могут быть зажимы и доспехи? Выходной, семейный выезд за город, маленький дом-музей... Но только когда выдыхаешь, понимаешь, насколько ты был весь скукожен и вместе с тем надут.
"Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете".

Домик Пришвина совсем небольшой - в нем всего три комнаты: кабинет, столовая и комната жены. Почти весь 2015 год он находился на реставрации и не все вещи еще вернулись из хранилища на свое место. Например, все охотничье (охота была страстью Мих. Михайловича) - болотные сапоги, ружья - все это пока проживает где-то в другом доме. К слову сказать - все вещи в музее подлинные. Во время реставрации, под слоями штукатурки сохранились обрывки газет на русском и немецком языках 1900 года, а в печи была найдена визитная карточка отца первой хозяйки дома. Дом в стиле финский модерн (оттого он так похож на домики под Петербургом) был построен в 1901 архитектором-финном. Пришвины купили этот дом в 1946 году за пятьдесят тысяч. Во время войны в нем располагался госпиталь, Дунино находилось на линии фронта и дом был сильно разрушен. Пришвин подарил бывшей хозяйке свою книгу с такой надписью: "...на память о счастливом хомуте: я счастливо влез в хомут 13 мая 1946 года, а она счастливо из него вылезла".
До домика в Дунино Пришвин беспрестанно искал "свое" место.
"Я всю жизнь ищу, где бы свить гнездо, каждую весну покупаю где-нибудь дом, а весна проходит, и недостижимая сказка исчезает".


Но все изменилось в 1946 году.
"Здесь я живу и не перестаю работать над впечатлениями, которыми богат каждый новый день... Я стал, а мир вокруг меня пошел". Мих. Михайловичу - 73 года.
Вообще, сама фигура Пришвина для меня - это открытие. Словно еще одного близкого человека нашла. Когда читаешь дневники и кажется, что понимаешь и оттого - все принимаешь. И то, что кому-то может показаться слабостью, и то, что может восприниматься, как поверхностность (а другими - глубиной)... И так это удивительно (а может быть и нет), когда ты вот находишь родственную душу (со всеми минусами и плюсами, а не с одним очарованием) - в человеке, который родился на сто лет раньше тебя и который, казалось, всегда был таким седовласым дедушкой с бородой, пишущим книжки, которые ты любил до школы и от текстов которого ты скучал на уроках...
Хотя вообще, язык не поворачивается назвать Пришвина дедушкой - после его записей. Бывают такие люди - в них нет и следа поучительности, тяжести, признаков окостенения - на всем их земном пути. Какой-то нерушимый баланс между ребенком и взрослым. Правда мне кажется, что к ребенку Пришвин был всегда ближе, несмотря ни на что.
Всю жизнь стремился к одному-единственному человеку, другу, любви. В 29 лет познакомился в Париже с русской студенткой Сорбонны, признался в любви после трех недель романа и попросил её руки. Разъехались на учёбу (он учился тогда в Германии), они писали друг другу письма.
"К той, которую я когда-то любил, я предъявил какие-то требования, которых она не могла выполнить. Мне не хотелось, я не мог унизить ее животным чувством. Я хотел найти в ней то высшее, себя, в чем бы я мог возвратиться к себе первоначальному. В этом и было мое безумие. Ей хотелось обыкновенного мужа”. “В этом и состоял роковой роман моей юности на всю жизнь: она сразу согласилась, а мне стало стыдно, и она это заметила и отказала. Я настаивал, и после борьбы она согласилась за меня выйти. И опять мне стало скучно быть женихом. Наконец, она догадалась и отказала мне в этот раз навсегда и так сделалась Недоступной. Узел завязался надо мной на всю жизнь, и я стал Горбатым".
В 32 года женился на крестьянке Ефросинье Павловне (в записях - просто Павловна), которая с годовалым сыном сбежала от жестокого мужа. Родились двое сыновей.
"Мы с Фросей просто сошлись. Я ухватился за нее, как за природу. Благодарен ей за то, что она любит во мне ребенка".
Осознавал свой эгоизм - в брак вступил, потому что захотелось тишины и уюта, возможности творить, не отвлекаясь на житейские заботы. Семейная жизнь не сложилась, общего языка ни с женой, ни с выросшими детьми не нашел. После почти 40 лет совместной жизни он оставил жене домик в Загорске, а сам поселился вместе с собаками в Москве, в доме писателей в Лаврушинском переулке.
В новогоднюю ночь 1940-го года загадал желание: "Приди!". И вот, в 67 лет, наконец, к нему пришел человек, которого он ждал столько лет. "Он пригласил меня в помощь как литературного сотрудника. Я осталась с ним до конца его дней". Валерии Дмитриевне Лебедевой было 40 лет.

История этой встречи, судьбы, мысли и характеры этих двух интереснейших людей раскрываются в совместном дневнике - "Мы с тобой. Дневник любви". А можно посмотреть фильм из цикла "Больше, чем любовь" (Валерия и Михаил Пришвины), который был снят для канала "Культура".

Но вернусь к дому) В нем Пришвины жили с мая по сентябрь, с 1946 по 1954 год. И это были, возможно, самые плодотворные годы писателя - в этот период он напишет примерно треть произведений, вошедших потом в собрание сочинений.
"Это не дом, а талант мой. Сами стены этого дома стали литературными".
В комнатку Валерии Дмитриевны пока не вернулось практически ничего, кроме письменного стола. Но Оля так интересно рассказывала о доме, пока мы стояли в этой крохотной комнате, что это было совершенно все равно)
За этим столом женой писателя продолжалось приведение в порядок дневников Мих. Михаийловича - главного труда его жизни. С 1905 по 1954 год он практически каждодневно вел дневник. К концу жизни получилось 120 толстых тетрадей.

Пришвин вставал рано - в 5 утра. Умывался и шел вовсе не в кабинет, а в столовую. Ставил самовар, пил чай и писал дневник.
Вообще, дом был гостепримный, за столом собиралось много гостей, среди них: Петр Капица, Константин Федин, Всеволод Иванов, Сергей Конёнков. Большое внимание уделялось особенной сервировке - от матери писателя осталось столовое серебро, рядом с каждым прибором стояла собственная солонка, перечница, лежала салфетка в кольце, вазочка с цветком летом и с еловой веточкой - зимой. Если за столом сидел именинник, то его цветок был, к примеру, красный, а у остальных - белые.
Не знаю, как будет потом, но пока все в музее в открытом доступе - например, на диванчике в углу Матвею предложили посидеть и угадать, в чем секрет. Оказалось, что диванчик сделан из старого автомобильного кресла.

"Сегодня у нас по радио играли Шопена... Казалось, будто сам Шопен играет на листиках тополя... А когда радио кончилось, я все глядел на движение листиков и по-прежнему слышал Шопена".
"Родной" приемник Рига-10 пока не привезли и его заменяет другой - на таком же я в детстве слушала пластинки.

Стены столовой и кабинета украшают фотоработы Пришвина - он был страстным фотографом! Бывало, что так увлекался фотографированием каких-нибудь неприметных цветочков, например, незабудок, что забывал о гостях) Одних фотографий паутины в пришвинском архиве - более 200.

А еще Пришвин был путешественником, побывал в Сибири, Карелии, на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В 1906 году Пришвин впервые увидел, как работает фотоаппарат, и заболел "светописью". Из путешествий привозил записи, сделанные карандашом - любил источить карандаш до крохотного огрызочка, меньше мизинца, и множество фотографий.
"К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство… с целью создать мало-помалу художественную форму, наиболее гибкую для изображения текущего момента жизни".

Расписной буфет, сделанный мастерами из Сергиева Посада.

Из столовой ведет дверь на веранду - место, где Пришвин любил работать больше всего. Несмотря на зиму, на то, что сейчас на веранде нет ничего - ни плетеной мебели, ни россыпи шишек, покачивающихся в кресле-качалке, там все равно как-то очень хорошо и не хочется оттуда уходить. Матвею там, например, понравилось больше всего)
"Работаю с утра на веранде: петух начинает мой день. Дождь мелкий и ровный шумит по липам, идет, идет, ближе, ближе, а я сижу на веранде под крышей, читаю, пишу, а он все идет, и я знаю, что он никогда не придет к моему столику..."
С веранды видна скамейка у могилы последних собак Пришвина - Жульки и Жальки. Слева - пенек с дощечкой-стойкой для спины, на который писатель уходил поработать (особенно тогда, когда в доме было много гостей).
"Больше всего боюсь, что перестану на пнях в лесу сидеть и куплю писательский стол, стану писать на нем".
Вокруг дома - большой сад, за котором любовно ухаживала Валерия Дмитриевна. Многие деревья посажены Пришвиным, например, "елочка Васи Весёлкина". Лес начинался прямо за забором и был "вторым домом" для Пришвина. Мих. Михайлович составил специальную карту "своего" леса, расчерченную на квадраты. В этом квадрате жили белочки, в этот прибегал кабанчик, тут росли грибы...
"Моих вещей нет, но в лесу деревья, цветы, облака… Это всё моё".

На веранде Оля не отступилась от нас, пока мы не согласились сделать фото:)

В кабинете Пришвина все очень просто, даже аскетично устроено, но все равно как-то уютно и хорошо.
Письменные столы меня притягивают магнитом.
"Мой дом над рекою Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны..."

Кровать, оставшаяся от лазарета, застелена байковым одеялом. У печки - специально сооруженная для собак лежанка из металлической сетки. Выбирая дом, всегда думал о том, будет ли собакам в нем хорошо. Увлекался натаской собак всю жизнь, говорил "Собаки вывели меня в люди".
Здесь, у печки, должны быть сапоги, ружья...пока они не вернулись на своем место. Стрелял, в основном, зайцев, дичь, тетеревов. На медведей и волков не охотился: "Это похоже на убийство!".
Любил апрель: "Всё оживает, всё куда-то летит, поёт, всюду море воды… А прилетели соловьи и кукушки - весна для охотника кончилась".

В самом темном уголке - кусочек домашней фотолаборатории. В архиве - более 4 тысяч негативов, хранившихся в маленьких конвертиках, склеенных Пришвиным из папиросной бумаги, в коробочках из под сигарет и конфет. Фотоработами писателя проиллюстрированы его книги, но большинство снимков Пришвин не надеялся опубликовать при жизни.
"Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь "для себя", то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни".
"Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это не увидит. Я хочу доказывать светописью мои видения реального мира…"
В МАММ до 31 января проходит выставка Михаила Пришвина "Фотографии и дневники.1929-1936".

На кровати висит удивительная трость, которая по волшебству превращается в табурет. Устал на прогуле, воткнул трость в землю, раскрыл - и отдыхай)
Книги возили с собой из Москвы. Любимая книга Пришвина - "Всадник без головы" Майн Рида. Еще на полках стоят Блок, Горький, Мережковский, Шекспир, Лев Толстой, Шолохов, Гоголь, Достоевский, Розанов, Маяковский, тома Брокгауза и Ефрона...

В доме долго не было удобств - например, умывальника. Раковину вот подарил сосед Капица)

Интересный замок, закрывающийся при помощи ключа-стерженька.

До реставрации тут висела связка ключей с большими резиновыми игрушками вместо брелоков - чтобы помогавшая по хозяйству женщина не теряла и не путала ключи.

Оля нас очень приглашала приехать в Дунино весной, когда сад будет цвести. У музея есть активный фейсбук, в котором периодически рассказывается о предстоящих мероприятиях.

Еще одно увлечение Пришвина - автомобили.
"Какое это великое счастье - иметь возможность в любой час нащупать ключик в кармане, подойти к гаражу, самому сесть за руль, укатить куда-нибудь в лес и там карандашиком в книжке отмечать ход своих мыслей..."
"Вот погодите, придет время, все будут на машинах ездить, и только самые богатые будут располагать временем ходить пешком".


"Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

Последняя запись в дневнике - за пол-дня до смерти:
"Деньки вчера и сегодня (на солнце -15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...