Басня - это рассказ, который учит уму-разуму. Социальный смысл басен И.А. Крылова Переводные басни и скрытый подтекст


В ней рассказывается об одном народе, который «к стыду земных племён» до того «в сердцах ожесточился», что против самого неба вооружился. Но Хозяин земли и неба говорит: «Подождём». Если эти люди не угомонятся в своём воинственном неверии и будут упорствовать — то они, сами собою, «от дел своих казнятся».

Владимир Одоевский, произнося 2 февраля 1838 года тост на историческом обеде, посвящённом 50-летию литературной деятельности И.А. Крылова, сказал: «Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по Вашим басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением». Это сказано о поколении, к которому принадлежат и многие декабристы, и государь Николай Павлович, и Александр Пушкин. Вероятно, неспроста Николай I как-то на Новый год подарил наследнику бюст баснописца.

Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, лежала книга басен Крылова.

Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приёма множества людей входил в комнату своего келейника отца Иосифа и здесь наскоро обедал. При этом просил прочитать вслух одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. Батюшка любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Так он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню под заглавием :

Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!

А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: «Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки». Это конь из басни :

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

В другой раз преподобный Анатолий написал в Елец одной юнице, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: » И Крылов, светский писатель, сказал свою не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Глубокая христианская мысль заключена в басне , где Сочинитель, который…

…тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен, —

получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. И писатель кричит среди мученья, что…

… славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.

Однако если греховные дела Разбойника закончились с его смертью, то «яд творений» Сочинителя «не только не слабеет, // Но, разливаяся, век от веку лютеет».

Вот почему ему вынесен более строгий приговор:
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей,–
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены?– тобою.

Читая сочинения Крылова, невольно задумываешься над тем, что, возможно, именно христианский смысл его басен делает его произведения бессмертными. Так будем же чаще прикасаться к этому «некрадомому богатству».

Елена Добронравова

Приходской вестник храма святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский благовест, №2(180)

России, живший еще в 18-19 веках, Иван Андреевич Крылов, сделал сам жанр басни не только сатирическим произведением, но и добавил в них глубочайший смысл, поднявший их до небывалых высот. Он не просто создавал высокохудожественные и оригинальные шедевры, он придавал им значение, актуальное на все времена. Даже сейчас, читая любое его произведение, мы можем найти что-то применимое и к нашей эпохе. Например, басня «Квартет» не зря входит в школьную программу. Она учит нас упорно трудиться и развивать свои таланты.

Привязка к историческому событию

Крылов не раз в своих баснях критиковал не только правительство и жадных чиновников, но и царскую власть. Мастерски орудуя эзоповым языком, он скрывал очевидные истины, которые легко читались между строк. Он не только сатирически изображал лиц высокого ранга того времени, но и высмеивал конкретные исторические события. Басня «Квартет» повествует о только что учрежденном Государственном совете и о его руководителях. Последние не только оказались неспособными и беспомощными в решении политических проблем, но и выставили себя болтунами и неучами, на что и обратил внимание Крылов.

Развитие сюжета и герои

В басне упоминаются четверо зверей, по аналогии с четырьмя высокородными вельможами, поставленными во главе каждого из отделов. Князь Лопухин представлялся Ивану Андреевичу Козлом, Завадовский - Ослом, Мордвинов - Мартышкой, а сам граф Аракчеев - Медведем. И вот, собравшись, герои басни «Квартет», решают сыграть музыку, но ничего у них не выходит. И так рассядутся и эдак, а толку все нет. На самом деле так и было, вельможам пришлось несколько раз меняться местами и долго спорить о том, кто каким отделом должен управлять. В итоге все расселись, казалось бы, как надо, но ничего толкового сделать они так и не смогли.

В чем же секрет?

Наконец на помощь отчаявшимся животным приходит Соловей, в понимании Крылова это простой народ, который видит, в чем подвох. Главное условие правильной и слаженной игры квартета - это наличие таланта у музыкантов. Переводя все на Государственный совет - проблема в отсутствии профессионализма у чиновников, никто из них не разбирался в отведенной им сфере должным образом. Басня «Квартет» стала источником забавного афоризма, им стали последние слова Соловья о том, что как не сядь, без таланта музыкантом не стать и не извлечь мелодии из инструмента. Крылов от имени всех здравомыслящих людей и от народа в целом пытается донести простую истину. А суть такова - не достаточно просто быть из высшего класса по рождению, для того чтобы

управлять государственными делами и политикой в целом, необходимы острый ум, природные способности и, разумеется, специальное образование. Ничего из перечисленного не было у вельмож, о которых повествует басня «Квартет».

Завуалированные мысли

Есть произведение, продолжившее эту тему - «Лебедь, Рак и Щука». Из-за того, что герои тянули воз в разные стороны, сдвинуть его им так и не удалось, им не хватало слаженности. По объему басня гораздо меньше «Квартета», но это не делает ее хуже, по смысловой нагрузке она очень емкая. Само название порой подсказывает читателю, в каком направлении мыслить. Ведь во времена Крылова не так просто было высказывать все свои мысли в открытую, приходилось всячески их маскировать. Отлично подошел для этой цели которым так мастерски орудует автор. Его современники прекрасно понимали его скрытые аллегории. Причем писателю даже не приходится давать характеристики своим героям, все образы заимствованы из фольклора и, как правило, связаны они с уже сложившимися стереотипами. Но самой главной отличительной чертой любой басни Крылова является ее универсальность, написанная однажды к определенному событию, она, в силу своей многозначительности, актуальна и сейчас. Так, например, мораль басни «Квартет» призывает нас бороться с лицемерием, чванством, непрофессионализмом и безответственностью.


В одной не так уж толстой книжке

Сошлись лягушки, рыбаки,

Ослы, медведи и мартышки,

Разбойники и мужики.

Тут Моська, Лебедь, Рак и Щука,

Тут Тришка и Демьян с ухой, –

Всё для того, чтобы наука,

Как жить, не сделалась сухой.

Чтоб в полусказочном обличье

Живее басенка была,

Чтобы евангельская притча

Вернее на душу легла.

Монах Лазарь (Афанасьев)


13 февраля 2014 года исполняется 245 лет со дня рождения русского поэта, баснописца, писателя, переводчика И.А. Крылова.

Иван Андреевич Крылов был сотрудником Императорской Публичной библиотеки, Статским Советником, Действительным членом Императорской Российской академии, ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности. Он написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами.

Популярность Крылова на родине превосходила все мыслимые пределы. По его басням учились грамоте представители высших сословий и дети из простых семей. Тиражи произведений Ивана Андреевича многократно превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.

Чтобы понять религиозную мудрость Крылова, вспомним ещё одну его басню – «Безбожники».

В ней рассказывается об одном народе, который «к стыду земных племён» до того «в сердцах ожесточился», что против самого неба вооружился. Но Хозяин земли и неба говорит: «Подождём».

Если эти люди не угомонятся в своём воинственном неверии и будут упорствовать – то они, сами собою, «от дел своих казнятся».

Владимир Одоевский, произнося 2 февраля 1838 года тост на историческом обеде, посвящённом 50-летию литературной деятельности

И.А. Крылова, сказал: «Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по Вашим басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением». Это сказано о поколении, к которому принадлежат и многие декабристы, и государь Николай Павлович, и Александр Пушкин . Вероятно, неспроста Николай I как-то на Новый год подарил наследнику бюст баснописца.

Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, лежала книга басен Крылова.

Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приёма множества людей, входил в комнату своего келейника отца Иосифа и здесь наскоро обедал.

При этом просил прочитать вслух однудве басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. Батюшка любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Так он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря , прочесть вслух басню под заглавием «Ручей»:


Как много ручейков текут так смирно, гладко

И так журчат для сердца сладко,

Лишь только оттого, что мало в них воды!


А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: «Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себято не мог понимать. А как начало подталкивать деломто – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки». Это конь из басни «Обоз»:


Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.


В другой раз преподобный Анатолий написал в Елец одной юнице, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: «И Крылов, светский писатель, сказал свою «Стрекозу» не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Глубокая христианская мысль заключена в басне «Сочинитель и Разбойник», где Сочинитель, который…


…тонкий разливал в своих твореньях яд,

Вселял безверие, укоренял разврат,

Был, как Сирена, сладкогласен,

И, как Сирена, был опасен, –


получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. И писатель кричит среди мученья, что…


… славой он наполнил свет

И ежели писал немножко вольно,

То слишком уж за то наказан больно;

Что он не думал быть Разбойника грешней.


Однако если греховные дела Разбойника закончились с его смертью, то «яд творений» Сочинителя «не только не слабеет, но, разливаяся, век от веку лютеет». Вот почему ему вынесен более строгий приговор:


Смотри на злые все дела

И на несчастия, которых ты виною!

Вон дети, стыд своих семей,–

Отчаянье отцов и матерей:

Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.


Читая сочинения Крылова, невольно задумываешься над тем, что, возможно, именно христианский смысл его басен делает эти произведения бессмертными. Так будем же чаще прикасаться к этому «некрадомому богатству».


Елена Добронравова

Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском , № 2 (180), февраль 2014 г.

Цели:

  • показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей;
  • закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония;
  • формировать навыки выразительного чтения, внимание к художественной детали;
  • способствовать развитию образного и аналитического мышления, развивать творческую фантазию.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням Крылова художника Е. М. Рачева, скульптурное изображение Эзопа, портрет Лафонтена кисти Никола Ларжильера.

Словарь: аллегория, ротозейство.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, урока.

Беседа.

Сегодня у нас заключительный урок по басням. Поговорим об истории басни, о том, что вы узнали на предыдущих уроках, послушаем выразительное чтение басен Крылова.

Что такое басня?

(Короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом).

Что такое мораль? Для чего баснописцы её включают в басню?

(Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею).

В басне, как и в сказках о животных, главными героями являются животные. Чем же басни отличаются от сказок о животных?

(В басне животные не имеют собственных имён, за их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками).

Когда появилась басня?

(6 век до н.э., в Древней Греции).

II. Основная часть урока.

1. Рассказ о первом баснописце.

О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений. Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма.

Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?

(Иносказательное выражение мыслей).

С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?

(Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов).

При помощи каких приёмов писатели-баснописцы выражали свои мысли?

(Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).

2. Чтение басни Эзопа.

Послушайте басню Эзопа и скажите, с какой басней Крылова её можно сопоставить.

Ворон и лисица.

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

Как называется басня Крылова с похожим сюжетом?

(Ворона и лисица).

Какой человеческий порок высмеивает баснописец в данной басне?

(Глупость, неразумность).

3. Рассказ о Лафонтене (1621-1695).

Имя ещё одного известного баснописца, француза, Лафонтена уже упоминалось на наших предыдущих уроках.

При дворе Людовика Четырнадцатого во Франции жил Жан Лафонтен. Он, как и Эзоп, писал басни о животных, в которых современники без труда различали людей с их пороками. 12 книг басен были созданы Лафонтеном на протяжении 26 лет. Перед читателями в образах животных представали общественные типы той эпохи от крестьян до самого короля. Лафонтен был необычайно смелым человеком, и это не нравилось королю Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям.

Вот одна из басен Лафонтена о дровосеке.

Дровосек и смерть.

Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовёт смерть. Когда она приходит, он отказывается от её услуг и просит её взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание.

«Оба они, - писал Пушкин, сопоставляя Лафонтена с Крыловым, - вечно останутся любимцами среди своих современников и потомков».

4. Викторина.

В отличие от басен Эзопа и Лафонтена, басни Крылова вам хорошо известны с самого раннего детства. Сейчас мы проведём викторину на знание басен Крылова.

Отгадайте, из каких басен взяты строки (выборочно: назвать мораль басни и человеческие качества, высмеиваемые в басне).

1. Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши.

(«Стрекоза и Муравей»). Высмеиваются лень, глупость. Мораль: чтоб что-то получить, надо трудиться.

2. Ай, Моська!
Знать, она сильна,
Что лает на Слона.

(«Слон и Моська»). Высмеиваются люди, которые, пользуясь чужим авторитетом, пытаются приобрести вес в обществе. Мелкий человек, прячась за спину человека могущественного, пытается обратить на себя внимание.

3. Спой, светик, не стыдись!

(«Ворона и Лисица»). Высмеивается глупость, ротозейство, хитрость.

4. У сильного всегда бессильный виноват.

(«Волк и Ягнёнок»). Высмеивается злобность, бесчестность, лицемерие; правда на стороне силы, а это несправедливо.

5. Ты сер, а я, приятель, сед.

(«Волк на псарне»). Отражены события войны с Наполеоном. Высмеивается лицемерие; показано превосходство мудрости, ума и жизненного опыта над лицемерием и злобностью.

6. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.

(«Лебедь, Рак и Щука»). Высмеивается несогласованность в действиях.

7. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

(«Квартет»). Высмеивается глупость, самоуверенность, невежество.

8. Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.

(«Свинья под дубом»). Высмеивается невежество: невежда бранит ученье, не понимая, что вкушает его плоды. Пословица: не руби сук, на котором сидишь.

5. Работа у доски.

Аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях эти животные? Выберите правильный ответ, соедините стрелками.

Ответы:

храбрость

трусость

невежество

трудолюбие

Стрекоза

беззащитность

легкомыслие

злобность

легкомыслие

беззащитность

хитрость

ротозейство

упрямство

ротозейство

Во время работы у доски класс разгадывает кроссворд:

Аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях эти животные?

Слова для справки: хитрость, упрямство, ротозейство, храбрость, трусость, невежество, злобность, легкомыслие, трудолюбие, беззащитность.

Если вы правильно вставите слова в клетки, то в выделенных клетках по вертикали прочтёте один из приёмов, которыми пользуются баснописцы для создания образа.

(Полученное слово – аллегория).

6. Выразительное чтение.

Для того чтобы показать те качества, которые высмеивает поэт в баснях, нужно уметь выразительно читать басню. Предлагаю прочитать басню наизусть по ролям.

Свинья под дубом.

Каков в басне образ Свиньи? Почему Крылов вводит в басню образы ворона и дуба?

Образ Свиньи – самоуверенный невежда, образ Дуба и Ворона, которые не случайно живут так долго – мудрые, житейски опытные люди. Устами автора выражена мораль: невежественные люди недальновидны, они часто «рубят сук, на котором сидят».

Какой звук в речи Свиньи повторяется чаще всего?

С, р, о, ж: хрюканье и чавканье свиньи, процесс жевания, поедания желудей; подчёркнута её некультурность.

Квартет.

Авторская ирония выражена в словах Соловья. Кроме того, и в других высказываниях: проказница Мартышка, косолапый Мишка, пленять своим искусством свет, уселись чинно в ряд. Ирония видна и в подборе самих музыкантов с их музыкальным невежеством. Ирония – насмешка, иносказание.

Горе-музыканты вызывают у читателей чувства, совершенно противоположные ими задуманным, ожидаемым. Читатель не восхищается их талантом, а смеётся над их глупостью, самоуверенность, невежеством.

Какова мораль басни?

Мораль заключается в том, что любое дело, а тем более искусство, требует умений и способностей, а дилетанты выглядят нелепо и смешно.

Волк и Ягнёнок.

Сколько персонажей в этой басне?

Речь Волка – наглого, уверенного в своей безграничной власти и безнаказанности хищника, может быть спесивой, надменной, угрожающей и в то же время лицемерной. Ведь Волк поначалу притворяется обиженным и оскорблённым, как бы играет с Ягнёнком, пытаясь придать своим хищническим намерениям «законный вид», замаскировать их, якобы желая отмщения и справедливости. Однако в конце басни он сбрасывает маску жертвы, он «устал» притворяться и обнажил свою истинную сущность – злобную и беспринципную.

В речи Ягнёнка звучит испуг, удивление, робкая надежда на то, что Волку можно что-то объяснить, доказать, что справедливость восторжествует. Наивный Ягнёнок верит Волку, считая, что тот просто заблуждается. Но, несмотря на то, что смышлёный Ягнёнок разрушил его лицемерную систему обвинений, он будет всё равно съеден. Ни невиновность, ни логика его не спасли. Ведь на стороне Волка власть и грубая сила.

Вопросы после прослушивания: кому удалось передать характер персонажа наиболее убедительно?

III. Подведение итогов урока.

Закрепление. Тест.

Укажите правильный вариант ответа.

  1. Басня:
    А) нравственный поучительный вывод;
    Б) образное преувеличение;
    В) короткий рассказ с обязательным моральным выводом.
  2. Мораль:
    А) построение художественного произведения;
    Б) противопоставление;
    В) нравственный поучительный вывод.
  3. Аллегория - …
    А) иносказание;
    Б) преувеличение;
    В) противопоставление;
  4. Метафора - …
    А) короткий рассказ с обязательным моральным выводом;
    Б) употребление слов в переносном значении;
    В) род фольклора и литературы.
  5. Ирония - …
    А) нравственный поучительный вывод.
    Б) скрытая насмешка;
    В) краткое изречение, заключающее в себе народную мудрость.
  6. Первый баснописец – …
    А) Лафонтен;
    Б) Эзоп;
    В) Крылов.

Варианты ответов : 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б.

Обоз рисунок

Басня Обоз читать текст

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!



А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни Обоз

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз

Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.

Анализ басни Обоз

Басня И.А. Крылова "Обоз" учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально - так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.

Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.

Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.

Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.

Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.

Герои басни (персонажи)

  • Конь хваленый
  • молодая лошадь

Слушать Басню Крылова Обоз

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...