Как сдать обществознание на высокий балл. Как подготовиться к сдаче егэ по обществознанию за короткое время

Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов?

Посмотрите видео с решением демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию.

Внимание, терпение и усидчивость – вот твои лучшие друзья на ближайшее время. Для того чтобы сдать ЕГЭ необходимо знать большой объем информации. Такой, с виду простой предмет, как обществознание не является исключением. Необходимо много усилий для устранения пробелов в знаниях. Необходимо тратить на подготовку не менее 3-х часов в день. Это позволит в течении месяца полноценно изучить весь курс обществознания. Но при этом не стоит халатно относиться к обучению, нужно полностью концентрироваться на каждой теме, дабы не тратить времени на повторное прочтение одного и того же материала.

Чтобы закрепить большое количество информации, сделай шпаргалки. Лучше сделать их в рукописном виде, так как при написании ты будешь еще раз прокручивать в голове пройденный материал. Шпаргалки не должны становиться поводом не учить или списывать с них, они должны просто придавать уверенность. В процессе написания шпаргалок ты выделишь основные моменты, которые будут необходимы при ответе на вопросы ЕГЭ. Если написание шпаргалок не входило в твои планы, просто отметь карандашом в книге то, что считаешь особенно важным. Перед экзаменом эти заметки необходимо будет прочитать.

Не обязательно пользоваться только одной книгой при изучение обществознания. Использование одного учебника не позволяет посмотреть на предмет изучения с нескольких ракурсов, оно ограничивает ваши познания. Обществознание изучает устройство государства и общества, и пишется авторами с юридическим образованием. Поэтому использование нескольких источников литературы позволяет ознакомиться с мнениями нескольких юристов на одну тему.

Данный предмет изучает государственно-правовые вопросы, поэтому в учебниках существуют ссылки на определенные нормативно-правовые акты, на их статьи. Перед ЕГЭ тебе необходимо будет ознакомиться с данными документами. Но будь внимателен, знакомиться с законами можно только если они находятся в последней, действующей редакции. Так как зачастую учебники ссылаются на давно выпущенные законы, которые на данный момент претерпели изменения или вовсе не действуют в законодательстве РФ. Для успешной сдачи ЕГЭ, в первую очередь необходимо будет ознакомиться с такими документами как Конституция РФ, Гражданский и Уголовный кодексы. Их можно купить или скачать.

Советы преподавателя обществознания гимназии № 1518, эксперта ЕГЭ Анны Михайловны Митиной и ответы на вопросы портала «Учёба.ру».

Среди школьников существует мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ, и многие выбирают его именно по этой причине. Выпускники придерживаются такой установки: например, на ЕГЭ по физике или химии невозможно решить задание, если ты не знаешь предмета, а в обществознании на многие вопросы можно ответить благодаря общей эрудиции и здравому смыслу. Как вам такое мнение?

В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

По вашему опыту, какие разделы обществознания самые сложные и вызывают наибольшее затруднение? И какие темы самые простые?

Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания «в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Что нужно делать, чтобы получить 100 баллов?

Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение - осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Как вы считаете, присутствует ли на ЕГЭ по обществознанию фактор везения? Возможно ли получить максимальный балл за экзамен, если знаешь предмет на более скромный результат?

Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

Можно ли завалить ЕГЭ по обществознанию, если знаешь предмет очень хорошо?

Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх - вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.

До ЕГЭ по обществознанию осталось три месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов. Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.

Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.

Как готовиться к заданиям повышенной сложности

Задание № 21 Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.
Задание № 22 Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задание № 23 Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).
Задание № 24 Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко - аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.
Задание № 25 Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.
Задание № 26 Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями - социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала - как работает, затем - пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете - моделируйте!
Задание № 27 Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.
Задание № 28 Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего - начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Задание № 29 Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание - лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы - теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

Каждый из них ответил на вопросы предлагаемой анкеты от «КП», где есть ответ на главный вопрос грядущих поколений - что делать, чтобы сдать ЕГЭ на все 100? Сегодняшние герои – Дмитрий Ходосов из школы №33 и его учитель истории и обществознания.

«СИДЕЛ ЗА ПЕРВОЙ ПАРТОЙ»

Дмитрий ХОДОСОВ, на 100 баллов сдал английский язык и обществознание:

- Когда ты начал готовиться к ЕГЭ? В каком классе?

К английскому языку я особо не готовился. Просто усиленно занимался с шестого класса. Моя бабушка была учителем английского языка, и мне нравилось изучать его. В школе всегда на «отлично», участвовал в олимпиадах. Причем для поступления он мне не нужен. Я сдал его для себя, чтобы поставить точку.

К обществознанию готовился с начала 11 класса. Репетиторов не было – занимался сам по подготовительному пособию-справочнику. Книжка помогла.

- Что, на твой взгляд, самое сложное в ЕГЭ ?

В английском самое сложное задание – написать письмо другу и эссе на тему: «Что важнее в работе: талант или усидчивость с трудолюбием». Я не знал критериев оценивая, писал так, как меня учил учитель. И в обществознании эссе было непросто написать. Мне досталось про непроизводственные ресурсы. В нашем мире возрастает роль информации и знаний, связей и общения. Об этом и писал. Но материал этот я знал хорошо, поэтому и написал.

- Что нужно делать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?

Главное – большое желание. Важно верить в себя и надеяться на свои силы. Я занимался, но не зубрил, как некоторые, по пять часов каждый день. Я занимался столько, сколько мне нужно. Обществознание дома я учил три часа в неделю. Этого хватило. Изначально я хотел и знал, что напишу на 100 баллов. Хотел и по русскому языку на 100 написать, но не получилось – набрал 82 балла.

- Можно ли было списать при сдаче ЕГЭ?

Списывали, выходили в туалет. И проверяющее это видели и знали и даже обсуждали: «Вот, зайдет в туалет, посмотрит, запомнит что-то и напишет. Потом опять посмотрит». И так по несколько раз. Ученика должны выпускать в туалет. А уж что он там делает… Видел и шпаргалки у ребят. Но тоже в туалете. В классе никто не списывал. И я тем более. Я ведь сидел на трех экзаменах за первой партой. Как тут спишешь?

Либо БФУ Имени Канта на экономике. Либо в Санкт-Петербурге на экономическом факультете. Или высшая школа экономики – мой третий вариант. Уже подал во все вузы. Теперь думаю: оставаться тут, или в Петербург ехать.

«ВОПРОСЫ СОСТАВЛЕНЫ НЕКОРРЕКТНО»

Елена Михайловна ФУРСА, учитель истории и обществознания:

- Охарактеризуйте стобалльника.

Диму учу с пятого класса. Он трудолюбивый, способный, целеустремленный. Но был момент, когда он забросил историю. Я не поняла в чем дело. Учился на отлично, а тут… В 11 классе он стал больше вниманию обществознанию. Я поняла, что он определился и пошел по своему пути. Много занимался, прорешивал тесты.

- Существуют ли у вас собственные наблюдения, кто из учеников может сдать ЕГЭ на 100 баллов?

Я сразу вижу тех, кто может сдать на 90-100 баллов. Это ученики, которые все задания стараются выполнить самостоятельно, а не списать, как часто бывает у старшеклассников. Я не строгий учитель. Если дети заглядывают в интернет, что-то проверяют, сверяются, я это допускаю. Пусть посмотрят лишний раз, запомнят лучше! Нужно уметь пользоваться не только учебником.

То, что ваш ученик сдал ЕГЭ на 100 баллов, отразится на рейтинге школы? Надеетесь ли вы за это получить премию? Как другие выпускники школы сдали ЕГЭ по вашему предмету?

Я не знаю, насколько наши результаты оценят в городском комитете образования. Но я полагаю, они должны это отметить. Я бы, будь там, оценила. Всего у нас в школе 75 выпускников. 51 из них сдавали обществознание. Сдали хорошо. 98, 95, 93 балла… Класс у нас очень сильный. У нас 4 медалиста. Из 25 учеников 11 человек закончили на 4 и 5 балов. Я довольна.

Премия? Я не думала об этом, и получить не надеюсь. Думаю, не дадут.

- Чтобы вы изменили в системе ЕГЭ?

Некоторые вопросы составлены не совсем корректно. Они могут двусмысленно трактоваться. Был вопрос: «В современной рыночной экономике доминируют мелкие фирмы. Да или нет?». Как ответить? В вопросе не уточняется, о нашей стране идет речь или о мире вообще! В России они доминируют. А в мире доминируют крупные компании и предприятия.

- Сталкивались ли вы с фактами списывания на ЕГЭ?

Все годы проведения ЕГЭ в Калининградской области я была организатором в аудитории. Не наблюдала, чтобы ребята списывали, не видела, чтобы пользовались мобильниками. В кабинете бумажками не шуршат. Но это в классе. Что видят дежурные в коридорах и у туалетов – я не знаю.

Русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности.

По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию подвергся незначительным изменениям . Разработчики пересмотрели сложность заданий № 28 и 29, из-за чего максимальный первичный балл за весь тест увеличился с 62 до 64.

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 первичных баллов. Их давали, например, правильно выполненные первые 13 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего он появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл увеличился с 62 до 64, очень вероятно, что незначительно может поменяться и минимальный балл.

Пока же можно ориентироваться на эти таблицы:

Структура ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.

  • Часть 1: 20 заданий (№ 1–20) с кратким ответом (выбрать правильный ответ из предложенных, установить соответствие между элементами двух множеств, вставить пропущенное слово в тексте);
  • Часть 2: 9 заданий (№ 21-29) с развернутым ответом (ответы на вопросы, мини-сочинения).

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 39
2010 39 56,38 444 219 3,9 34 210
2011 39 57,11 280 254 3,9 23 210
2012 39 55,2 478 561 5,3 86 210
2013 39 56,23 471 011 5,3 94 210
2014 39 55,4 235
2015 42 53,3 235
2016 42 235
2017 42 235
2018

МОСКВА, 28 мар — РИА Новости. Заместитель руководителя федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов Ольга Котова рассказала РИА Новости, как выпускникам российских школ подготовиться к успешной сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию и получить максимальное количество баллов по предмету.

Основной период сдачи ЕГЭ в этом году пройдет с 27 мая по 19 июня. Госэкзамен по обществознанию выпускники будут сдавать 10 июня. Среди предметов по выбору он , так как его результаты нужны при поступлении на многие гуманитарные специальности.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, уровню сложности и числу заданий. Первая часть содержит 20 заданий с выбором одного ответа из предложенных. Вторая состоит из восьми заданий с кратким ответом. Третья содержит девять заданий с развернутым ответом.

По словам Котовой, у выпускников чаще всего вызывают трудности вопросы, которые связаны с общественным устройством, политикой, правом, а также термины "спрос", "ВВП", "государственный бюджет". "Если в правовых вопросах затруднения, как правило, вызывает конкретизация правовых норм, анализ ситуации с правовой точки зрения, то в политологическом блоке выявляются большие пробелы в уровне теоретической подготовки выпускников", — отметила она.

Трудная оценка

По словам Котовой, эссе — самая творческая часть экзамена, его анализ трудно укладывается в рамки стандартизированного оценивания. Поэтому при оценке работы используется совокупность обобщенных критериев. Одним баллом оценивается раскрытие смысла высказывания, остальные четыре балла равномерно распределены по уровням аргументации: теоретическому и фактическому.

"Если выпускник в принципе не понял или раскрыл неверно смысла высказывания, и эксперт выставил ноль баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов", — поясняет она.

Темами эссе выступают высказывания ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и настоящего. Ознакомившись с названием, ребята иногда пишут свои домашние заготовки на тему, что такое философия, социальная психология, социология и подобное. За такой ответ поставят ноль баллов, поскольку он не соответствует требованиям задания, предупреждает разработчик.

"Задание предполагает, что испытуемый должен строить свой ответ на основании именно высказывания, а не области знаний в целом. В ответах же экзаменуемых достаточно часто встречается ошибка: высказывание становится лишь поводом к рассуждениям "на свободные темы". Так, например, один из экзаменуемых, выбрав высказывание "Законы должны для всех иметь одинаковый смысл", начал рассуждать о нестабильной политической ситуации в мире. Такой ответ можно оценить только в ноль баллов", — отмечает Котова.

Ошибки в примерах

Разработчик заданий привела три варианта раскрытия одной темы, встретившихся в работах выпускников. В качестве темы было взято известное высказывание "Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами". По словам Котовой, каждая из нижеприведенных трактовок допустима и может быть оценена положительно, но, в то же время, они неполные.

"Автор хотел сказать, что если большинство людей равнодушны к политике, не ходят на выборы, то власть может перейти в руки жестоких непорядочных людей, стремящихся установить свое полное господство. Они будут навязывать свою волю всем остальным. И уж тогда точно политика займется всеми нами", — написал третий.

Она привела еще один неудачный пример — отрывок из работы выпускника, рассуждавшего на тему права.

"Мы многие законы соблюдаем на подсознательном уровне. В такие ситуации можно отнести уважение к старшим, открытие дверей дамам и пожилым людям. Эти законы не прописаны, но мы их соблюдаем. Действительно, они тверже, чем созданные для всех и каждого, в них нет каких-либо неточностей и умолчаний, как в федеральных законах", — написал школьник.

По словам Котовой, выпускник ставит знак равенства между понятиями "норма морали", "этикет" и "закон". "В работе по избранной теме понятие "закон" является ключевым, и его ошибочное толкование должно отразиться на итоговой оценке выполнения данного задания", — отметила Котова.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...