Святоотеческое толкование библейского понятия "печать антихриста"доклад игумена андроника (трубачева). Число зверя в библии Пророчества, касающиеся пришествия антихриста

Расскажите пожалуйста о нынешнем понимании,осовремененном, числа зверя 666, когда оно используется на номерах автомашин, на изделиях используемых в быту ножи и т.п. ведь насколько я понимаю все имеет значение и несет в себе информацию. Хотелось услышать Ваше мнение, отец Афанасий.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Чтобы избавиться от того смущения, о котором Вы пишете, надо ясно сознавать, что существующие от начала творения предметы и числа становятся символами (греч. symbolon - знак) только тогда, когда они находятся в семантической (греч. semantikos - обозначающий), т.е. смысловой, связи с конкретными людьми, явлениями или объектами. Нужно, чтобы кем-то эта связь была установлена. Причем, необходимо, чтобы вполне осознано определенному предмету или числу было усвоено конкретное значение. Так возникает символ. Обратим внимание, что один и тот же предмет может употребляться в разных символических значениях. Так чаша в Священном Писании означает: 1.Суды Божии. «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя» (Иер. 25: 15). 2.Божие благоволение. «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой» (Пс. 15: 5). 3.Страдания праведника. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» (Мф. 20: 22). Таким образом, значение символа зависит от библейского контекста.

Число 666 в Библии встречается 4 раза и только 1 раз в значении, которое имеете в виду Вы: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10: 14; 2 Пар.9: 13); «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею <...> сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Ездр. 2: 13). Во всех трех цитатах 666 имеет только числовое значение и символом не является. Оно становится знаком в Апокалипсисе, потому что с его помощью зашифровано имя самого злобного и упорного противника (из людей) Иисуса Христа: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13: 18).

Поскольку буквы латинского алфавита, как и церково-славянского, имеют числовое значение, то с древности делались попытки соединить цифру 666 с определенным именем или словом. Например, предполагали, что данным числом закодировано слово латеинос. Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Латеинос, т.е. латинский, означало Римскую империю. Другие выдвигали предположение, что число указывает на первого гонителя христиан - Нерона: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50. А если слова кесарь Нерон написать древнееврейскими согласными (в древнееврейском алфавите нет гласных), сумма их тоже будет равна 666. Было много и других попыток соединить это число с именем конкретного исторического лица.

Вывод очевиден - любая цифра, употребляемая просто в качестве числительного, никакого духовного смысла не имеет. Снимите с полки Вашей библиотеки любую толстую книгу, и там будет 666-я страница. Проезжая большие расстояния, мы всякий раз встречаем 666-й километровый столб. У каждого к концу второго года жизни бывает 666-й день. Конечно, живому человеку порой бывает трудно освободиться от неприятных ассоциаций, когда речь идет о некоторых зловещих символах. Однако упование на Бога и здоровое отношение к духовной жизни помогает нам безбоязненно и в радости совершать дело нашего спасения.

На протяжении 2000 лет символом ужасного Антихриста, который придет править миром перед Страшным судом, считалось число 666. Для многих это число несчастливое: даже в Европарламенте место под номером 666 всегда остается пустым.

Число 666 пришло к нам из Откровения - самой последней и самой странной из всех книг Библии. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

Но это неправильное число.

Этот «огрызок» является единственным основанием для утверждения, что число зверя не шестьсот шестьдесят шесть , а 616 (XIC)

Существует мнение, что, возможно, в первые века при переписывании Откровения Святого Иоанна была допущена ошибка, поскольку в ряде ранних источников (в том числе найденном при раскопках древнейшем папирусном списке Апокалипсиса примерно 225-275 годов ) число зверя указано как 616 (ΧΙϚ - хи, йота, числовая дигамма), а не 666 (ΧΞϚ - хи, кси, числовая дигамма). Но точно установить, какая версия правильная, затруднительно. Ириней Лионский также упоминал о варианте 616, но отрицал его верность.

В 2005 году был сделан перевод самого раннего из известных человечеству текстов Книги Откровения, который ясно дает понять, что речь идет о числе 616. 1700-летний папирус был найден на свалке египетского города Оксиринхус и расшифрован группой ученых-палеографов из Бирмингемского университета под руководством профессора Дэвида Паркера.

Если новое число действительно правильное, находка вряд ли обрадует тех, кто потратил целое состояние, стараясь избежать старого варианта. Так, в 2003 году знаменитое американское шоссе 666 - известное как «Шоссе дьявола» - было переименовано в шоссе 491. Еще меньше обрадуется Департамент транспорта города Москвы. В 1999 году его чиновники присвоили новый номер «зловещему» автобусному маршруту 666. Автобус стал именоваться 616.

Споры по поводу числа Зверя не прекращаются со II века. Вариант Библии, ссылающийся на цифру 616, был раскритикован лионским епископом Иринеем (130–200) как «ошибочный и ложный». Фридрих Энгельс проанализировал Библию в своей книге «О религии» (1883). Он также рассчитал число Зверя как 616, а не 666.

Откровение является первой книгой Нового Завета и полно числовых загадок. У каждой из двадцати двух букв древнееврейского алфавита есть соответствующее число, так что любое из чисел можно прочесть как слово.

И Паркер, и Энгельс доказывают, что Книга Откровения - это политический, антиримский трактат, численно закодированный с целью завуалировать главное послание. Число Зверя (каким бы оно ни было) относится либо к Калигуле, либо к Нерону - ненавистным преследователям первых христиан, - а не к какому-то воображаемому злому духу в человеческом образе.

Книга Откровения часто вызывала и вызывает споры, породила множество комментариев, порой даже абсурдных. В последнее же время утихнувшие было рассуждения о возможной идентификации числа 666 вспыхнули с новой силой.

У народов Средиземноморья в античности не существовало цифр. Их заменяли буквы алфавита. И многие авторы в духе эпохи использовали буквы как цифры: то ли для того, чтобы их произведения удовлетворяли тогдашним литературным правилам; то ли из желания скрыть от цензуры истинный смысл. Хороший пример первого из случаев находим в известном памятнике античной литературы - книгах Сивилл, которые в греко-римском мире считались пророческими.

Автор первой книги Сивилл прямо говорит о грядущем Христе и намекает на события, описанные в Евангелии от Матфея, «золото в дар принесут ему, ладан и смирну» (ст. 334). Однако автор не называет имя Христа, он лишь сообщает цифровое значение этого имени - 888, а также, что «он гласных четыре будет иметь и двойной согласный» (ст. 325-326). Использование букв греческого алфавита позволяет заключить, что речь идет об имени «Иисус» (в греческом языке это имя состоит из 6 букв, среди которых 4 - гласные) .

Автор книги Откровения, который «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Отк. 1:9), зашифровал имя зверя по той простой причине, что гонения на христиан не располагали к тому, чтобы прямо писать об известных всем событиях. Представьте себе следующую ситуацию. В 68 г. или 69 г. н. э. ссыльный пресвитер пишет большое письмо сразу семи церквам Асии, прихожане которых обеспокоены слухами о возможной войне с парфянами и возвращении Нерона, и прямо указывает на императора Нерона, как на зверя из бездны! Конечно же, Иоанн не мог себе этого позволить, иначе его послание было бы уничтожено римлянами подобно другим писаниям христиан. Однако автор дал достаточно ясное указание на то, что за цифрами скрывается конкретный и хорошо всем известный человек: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Отк. 13:18). Автор не зря написал дословно «число человеческое», тем самым он указал, что число 666 означает конкретного человека, имя которого надо прочитать по буквам, из которых складывается это число.

А теперь непосредственно дешифровка числа 666. Среди читателей Иоанна было немало евреев, да и сам автор мыслил по-еврейски (плохой греческий язык книги Откровения выдает автора) . Поэтому число 666 необходимо «собирать» из букв еврейского алфавита. Если сложить согласные буквы, составляющие словосочетание «кесарь Нерон» (гласных в еврейском алфавите тогда еще не существовало) , то получится указанное число. Буквы: Коф-Самех-Рейш (КеСаР) Нун-Рейш-Вав (О) -Нун (НеРОН)

Цифры: 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50. Сумма: 666.

Помогают расшифровать это число и некоторые рукописи, в которых переписчики изменили его на число 616. Переписчики прекрасно понимали, чье имя было скрыто под цифрами, поэтому изменили его соответственно римскому стилю. В латыни (в отличие от греческого) кесарь Нерон пишется как Caesar Nero. Переписчики соответственно отбросили последнюю букву Нун, отчего число уменьшилось ровно на 50. Поэтому и 666, и 616 - лишь разные формы с одним содержанием.

Во всей же истории с числом зверя поражает представление современного обывателя о нем, где много надуманной мистичности, чуть ли не сакральности. На самом деле рукописи книги Откровения содержат разные варианты этого числа: 666, 665, 646 и 616. Так которое же из этих чисел нам грозит опасностью? И вообще стоит ли опасаться мертвых цифр? В книгах Сивилл (V, 28) Нерону «знак пятьдесят назначен судьбою», но это новое «число зверя» ничего не прибавляет и ничего не убавляет в омерзительном портрете Нерона.

Напомню вам еще несколько тем, касающихся религии: посмотрите например , а вот интересная и . Удивимся красоте и вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

  • Толковая Библия
  • А.И. Осипов
  • свящ. Афанасий Гумеров
  • диакон Андрей
  • свящ. Петр Андриевский
  • Число́ зве́ря – таинственное число «Шестьсот шестьдесят шесть», упоминаемое в Иоанна Богослова ().

    [Зверь] «…сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ().

    В истории буквальное толкование числа зверя заключалось в подборе составляющих человеческое имя букв, сумма числовых обозначений которых равна 666. Это возможно в тех языках, где цифры обозначаются буквами алфавита. Например, имя Нерон: Н – 50; Е –6; Р – 500; О – 60; Н – 50.

    В Ветхом завете число «666» встречается трижды:

    1. «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» ()
    2. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» ()
    3. «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» ().

    При попытке толкования «числа зверя», часто делается ошибка: число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления. В античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита, как и в церковнославянском языке. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанного разложения.
    В еврейском языке, если это классические три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то написание у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шестьсот шестьдесят шесть, то и написание у числа соответственное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).
    Есть еще вариант написания из четырех букв по схеме: תרסן тав -реш-самех-вав (400-200-60-6).

    В этом стихе говорится, что число зверя - шестьсот шестьдесят шесть (666); и, надо признаться, что на этот стих было потрачено больше изобретательности, чем на любой другой стих Писания.

    18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
    (Откр.13:18)

    Современный перевод: Это требует мудрости. Каждый, у кого есть разум, может понять значение числа зверя, ибо оно соответствует человеческому числу. Число это - шестьсот шестьдесят шесть (666).

    Кто этот сатанинский зверь, представленный здесь таким символическим числом (666)?

    Надо помнить, что в античности не было цифр, и функцию цифр исполняли тоже буквы алфавита. Так, в кириллице (русский алфавит) А значило 1; Б-2; В-3; Г-4 и т.д. Таким образом, каждое слово, и, следовательно, каждое имя, может быть также числом.

    Один милый и романтичный случай такого использования приведен у Густава Дейсмана. На стенах Помпеи один влюбленный написал: «Я люблю ту, число которой 545″, и тем самым назвал имя своей возлюбленной и в то же время скрыл его!

    666 - ПЕЧАТЬ

    Относительно цифры 666 было высказано бесчисленное количество предположений.

    Ввиду того, что это имя зверя, его искажали как угодно, чтобы подогнать под своего заклятого врага; и потому 666 значило и папу римского, Наполеона, вождя немецкого протестантизма Мартина Лютера, основателя шотландской пресвитерианской церкви Джона Нокса и многих других.

    Так, во время Второй мировой войны умудрились создать систему, по которой выходило, что 666 - это Гитлер!

    Заклятый враг Церкви

    Откровение написано закодированным языком; поэтому, совершенно очевидно, что здесь, где дело касалось имени заклятого врага Церкви, код был выбран самый надежный.

    Как это ни странно, но ключ к коду, по-видимому, был потерян очень рано, потому что даже такой крупный богослов, как Ириней Лионский, живший во втором веке, не знал, что стоит за этим символическим числом.

    Четыре из самых первых предположений

    Мы приведем здесь четыре из самых первых предположений.

    1. Ириней Лионский высказал предположение, что оно может символизировать Еуанфас.
      В греческом: Е - 5; У - 400; А - 1; Н - 50; Ф - 9; А - 1; С - 200; и сумма - 666. Но что такое Еуанфас - об этом Ириней ничего не знал; то есть, он на место одной загадки поставил другую.
    2. Было высказано предположение, что это слово Латеинос.
      Л - 30; А - 1; Т - 300; Е - 5; И - 10; Н - 50; О - 70; С - 200; сумма составляет 666. Под латеинос можно было понимать латинский и, следовательно, оно могло символизировать Римскую империю.
    3. Третьим предположением было, что слово это Теитан.
      Т - 300; Е - 5; И - 10; Т - 300; А - 1; Н -50; а сумма - 666. Из теитанос можно было получить два значения. В древнегреческой мифологии титаны восстали против Бога. Во-вторых, императоры Веспасиан, Тит и Домициан были из фамилии Титус, и может быть, их могли называть титанами.
    4. Четвертым было высказано предположение, что это слово арноуме.
      А - 1; Р - 100; Н - 50; О - 70; У -400; М - 40; Е - 5; и сумма - 666. Есть возможность, что арноуме - это форма греческого слова арноумай, - «я отрицаю». В этом случае число символизирует отрицание имени Христа.

    Ни одно из этих предположений не представляется убедительным. Сама глава предлагает нам лучший ключ к загадке.

    Вновь и вновь упоминается смертельно раненая голова, которая потом исцелилась. Как мы уже видели, эта голова символизирует легенду об императоре Нероне Неро редививус, и, потому, мы вполне можем сделать предположение, что число имеет какое-то отношение к Нерону.

    Во многих древних списках число дано как 616. Если написать имя Нерон латинскими буквами и придать им цифровые значения, получим: Н - 50; Е -6; Р - 500; О - 60; Н - 50, а сумма - 666; если написать имя Нерон без последнего Н, сумма будет 616. А если слова кесарь Нерон транскрибировать древнееврейскими согласными, сумма их тоже будет равна 666.

    Таким образом, можно предположить, что число зверя символизирует императора Нерона, и что Иоанн предсказывает пришествие антихриста в образе Нерона, воплощения зла, вернувшегося на эту землю.

    666 - печать на евреях, исповедующих иудаизм

    В Библии есть место, где упоминается число 666:


    (3Цар.10:14)

    Прочитать всю 10 главу 3 Царств

    1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
    2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены [были] благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
    3 И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
    4 И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
    5 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
    6 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
    7 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
    8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
    9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
    10 И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
    11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
    12 И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
    13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
    14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
    15 сверх того, что [получаемо было] от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.
    16 И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот [сиклей] пошло на каждый щит;
    17 и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
    18 И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
    19 к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
    20 и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
    21 И все сосуды для питья у царя Соломона [были] золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
    22 ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.
    23 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
    24 И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
    25 И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.
    26 И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.
    27 И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах.
    28 Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
    29 Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот [сиклей] серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли [все это] царям Хеттейским и царям Арамейским.
    (3Цар.10:1-29)

    Историческая справка, золото Соломона.

    Годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. Серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням (10:10-22; 2 Пар. 1:15).

    Спустя пять лет после смерти Соломона египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 Пар. 12:2, 9-11).

    Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в Танисе, в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге.

    Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

    Таким образом мы знаем, что царю Соломону поступало золота ежегодно 666 талантов. От кого? Это золото поступало в качестве ежегодной подати от иудеев (евреев исповедующих иудаизм). Каждый иудей должен был сдавать по одной монете золота.

    Отсюда мы узнаем, что печать дьявола стоит на иудеях или евреях исповедующих иудаизм. Кроме того, мы знаем, что народ этот Моисей вывел из моря (зверь этот выйдет из моря).

    Можно увидеть пример ревностного отношения одного из евреев, который гнал учеников Иисуса:

    9 Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея.
    10 Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;
    11 и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить [Иисуса] и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
    12 Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
    (Деян.26:9-12)

    Важно, что иудеи сегодня не признают имени Иисуса Назорея. Они ждут повторного строительства Храма Соломона. Ждут царя.

    34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
    35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
    (Лук.14:34,35)

    ВЫВОДЫ

    Итогом моего изучения книги Откровений получились следующие выводы.

    1. Склонен считать, что книга Откровений была написана до разрушения Иерусалима . То есть предупреждение в этой книге были адресованы первым христианам. Они в свою очередь увидев предначертанное Иерусалиму - покинули пределы города до осады римлянами и спаслись.
    2. Книга Откровений охватывает не только времена первых христиан. Естественно, все что в ней написано - полезно для изучения и наставления, как сегодня, так и для будущих поколений.
    3. Стоит учитывает пророческий вариант изложения, который использовали в книгах Ветхого Завета. Иоанн использовал его при написании, будучи заточен в темнице. Тем самым обезопасив важность в ней слов, он спокойно смог адресовать их христианам в Иерусалиме. Ведь для обычного римлянина того времени, все что в ней было изложено - мягко говоря не укладывалось в рамки обычного рассуждения. Иоанн не мог прямо написать, например, про Нерона, про разрушение Иерусалими и о гонениях на христиан. Такое послание не прошло бы цензуры.
    4. Образ царя Соломона, Храма и богатства его правления, очень схож с описанием Ионна Небесного Царства и Царя. Стоит сравнить образ царя Соломона, его величие, богатство и мудрость до падения в грех с описанными образами книги Откровения.
    5. Число зверя — 666, не стоит трактовать однозначно.

    При изучении книги Откровений обратите внимание, что она очень сложна в изучении, тем более в абсолютных трактовках.

    Критический комментарий на статью протоиерея Олега Скнаря «Самое страшное число»

    Ибо один путь, доступный всем видящим, который освящен небесным светом; но многочисленны и темны и противоположны пути не видящих; и первый ведет в небесное царство, соединяя человека с Богом, эти же низводят к смерти, отделяя человека от Бога.

    Свмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.

    В ложной мысли ума уже существует все здание прелести, как в зерне существует то растение, которое должно произойти из него по насаждении его в землю...

    Свт. Игнатий (Брянчанинов). Творения., т, 2, 203

    Зверем же апостол Иоанн Богослов называет не того императора, который «являлся угрозой для императора Отона», а самого антихриста. «Зверь - антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств. И он придет как царь римский...на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в погибель». То есть, согласно прочтению мысли свт. Андрея, сами цари были правителями царств, которые представляли собой всемирные империи, но все они предшествовали империи и царству антихриста. Некоторые из них были известными империями, упомянутыми в Библии: Ассирийское, персидское, вавилонское, греческое и римское. Поэтому семь гор и семь глав Апокалипсиса - это не семь гор, на которых стоит Рим, а места, на которых «в разные времена основывались мировые царства ».

    Итак, неверное историческое прочтение 17 главы Апокалипсиса является следствием а) отрицания духовно-прикровенного, таинственного смысла в данном месте священного текста, б) игнорирования святоотеческих авторитетных свидетельств о времени написания книги Откровения.

    Свмч. Ириней Лионский и его комментарий на число зверя.

    Отдавая в своей статье предпочтение исключительно историческому прочтению книги Апокалипсиса, что является заведомо ошибочной методологией, о. Олег, комментируя причины текстологических расхождений в Апок. 13, фактически игнорирует авторитет свмч. Иринея Лионского, не приводит его аргументацию и разъяснения относительно того, почему именно Церковь Христова признает сегодня принятое прочтение текста Апок. 13 о «числе зверя» ка именно числа 666 - χξς, а не 616 - χις. В то время как исторически авторитет свмч. Иринея Лионского был для Церкви всегда велик. И это было связано как с его особой деятельностью - обличителя гностицизма и ересей, а также с его воспитанием в Малой Азии у свмч. Поликарпа Смирнского и иных пресвитеров, которые знали Апостолов. «Это обращение св. Иринея с Поликарпом и пресвитерами, - пишет известный отечественный патролог Н. И. Сагарда. - получает важное значение при суждении о достоинстве свидетельств св. Иринея». В плане истолкования Священного Писания свмч. Ириней, как ученик св. Поликарпа Смирнского, доносит до нас не личностные мнения и комментарии, а апостольскую веру. Как св. Поликарп «всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь», тому же вне всякого сомнения учил и свмч. Ириней Лионский. Необходимо также учесть и то, что св. Поликарп «был наставлен Апостолами », «Апостолами был поставлен епископом Смирнской церкви в Азии » и был учеником апостола Иоанна Богослова. То есть традиция истолкования Священного Писания, а тем более книги Откровения, написанной апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос во время ссылки, в малоазийский церквах твердо опиралась на самого апостола любви. Эту же апостольскую традицию унаследовал и неизменно хранил и свмч. Ириней Лионский.

    Поэтому его комментарии и изъяснения мест из Священного Писания необходимо рассматривать как донесение апостольской веры и традиции. Крайне щепетильное и трепетное отношение к апостольскому преданию, вере у свмч. Иринея совершенно не напрасно. Ибо по его глубокому убеждению Господь «пошлет в вечный огонь исказителей истины». 14 то есть искажение апостольской веры это уклонение от «пути веры», путь к погибели.

    Исходя из того, что свмч. Ириней Лионский в точности доносит до нас божественную истину не только в общих чертах, но и во всех ее частных проявлениях, мы соответствующим образом должны относится и к его комментариям эсхатологического содержания: о кончине мира, об антихристе, о числе имени его, о Втором пришествии Христа, воскресении мертвых и т.д.

    а) учение свмч. Иринея Лионского об антихристе

    Учение об антихристе свмч. Ириней раскрывает в весьма сжатом виде в XXVIII и XXIX главах V книги своего самого известного произведения «Против ересей» (Adversus haereses), которая сохранилась полностью лишь в латинском переводе. Учение об антихристе свмч. Ириней излагает опираясь на главы из книги Откровения и на послания апостола Павла. Определяя, что очевидно ошибочно, время пришествие антихриста «истечением шести тысяч лет с момента творения мира Богом», свмч. Ириней подчеркивает, что его пришествие будет попущено Богом «в надлежащее время» 15 . Это попущения для всего человечества является необходимым - для отделения пшеницы от плевел, то есть людей богоугождающих от злых, с одной стороны, и для подготовки через скорбь спасаемых к Царству Божию. «Поэтому, - подчеркивает свмч. Ириней, - для спасаемых необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые Словом Божиим, и очищенные огнем годны были к Царскому пиру» 16 .

    Что же касается самого антихриста, то, согласно учению свщм. Иринея Лионского, он будет воплощением всякого зла, которое когда-либо было на земле, «по своему восстановит в себе самом богоотступничество» 17 . «В нем будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную». Он воссядет «храме Божием» 18 , «в храме Иерусалимском» 19 с тем, чтобы «обольщенное» человечество воздало ему поклонение «как Христу». Прельщение или обольщение человечества времен антихриста будет вызвано отвержением человечеством евангельской истины, «непринятием любви Божий» 20 , а верой лжи и любовью к неправде. Антихрист - это зверь, описанный в Откровении в образе барса, который воспринимает власть и престол от дракона, то есть от дьявола. Антихрист будет прельщать людей многочисленными «великими знамениями» 21 . Но он будет иметь и своего предшественника, оруженосца - лжепророка, «действующего со властью первого зверя» 22 . Он с помощью «волшебства» будет совершать знамения и чудеса . Он их совершает через «служащих ему демонов и отступивших ангелов» 24 . Именно он и «повелит сделать образ зверя, и даст дух образу», но он же и будет «полагать начертание на челе и на правой руке» 25 . Этим начертанием будет число имени антихриста, χξς - 666. Однако властвование антихриста на земле будет недолгим. «Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев».

    Приход антихриста введет историю человеческого рода в завершающую стадию его истории. Как пишет свмч. Ириней «это будет последняя борьба праведных, в которой они победивши, увенчаются бессмертием» 26 .

    в) о числе антихриста и имени его, символика числа

    Итак, излагая учение Священного Писания об антихристе и его предтече, лжепророке и оруженосце, свмч. Ириней цитирует тект Откр. 13, 18 о наложении лжепророком скверного начертания имени антихриста: «И будет положено начертание на челе и на правой руке... и число его шесть сот шестьдесят шесть».

    И здесь же свмч. Ириней дает символическое образное разъяснения этого начертания 666: «т.е. шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить все отступничество, какое было в течение шести тысяч лет». 27 Определяя хронологические рамки существования мира шестью тысячью лет, свмч. Ириней проводит некую связь числа 666 с совокупностью всего зла и богоотступничества, совершенного за всю историю мира с момента его создания Богом. Мы не станем останавливаться на ошибочной теории свмч. Иринея Лионского и ее аргументации о существовании мира только в течении шести тысяч лет. Однако эта теория никак не влияет вцелом на понимание и восприятие именно этого числа как символа зла .

    Для большей ясности мы процитируем самого свмч. Иринея:

    И, кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстановит в себе самом все смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы потребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных...» 28

    Приводя древнее предание о статуи идола, сделанного по приказу вавилонского царя Навуходоносора для всеобщего поклонения, свмч. Ириней приводит его размеры - 60 локтей в высоту и 60 локтей в ширину. Тем самым образуется число 66. Этот идол был символом нечестия, образом дьявола, которому должны были поклоняться люди. Число антихриста, как символ зла совершенного до потопа и после потопа, складывается из этих двух чисел: 600 - лет Ноя и 66 - символа идола сооруженного в Вавилоне при Навуходоносоре.

    Итак, согласно свмч. Иринею Лионскому число антихриста 666 - χξς это символ «зла, богоотступничества, неправды, нечестия, лжепророчества и обмана».

    Кроме того, авторитетные толкователи Апокалипсиса свт. Андрей Кесарийский и свт. Арефа Кесарийский дают ему наименование τό ψήφος 29 , которое в более глубоком смысл необходимо интерпретировать как собственное, персональное число антихриста, означающее его личность.

    Как крест является символом Христа, точно также и число 666 является антиподом Христа - антихриста. Исходя из учения Православной Церкви о символе, символ является связующим между миром тварным и нетварным, носителем и передатчиком божественной благодати, энергии. Но это в том случае, если символ относится к Богу. 30 Если через символы обозначающие божественный мир человек получает освящение , то через символы обозначающие демоническую реальность человек получает вместо освящения осквернение. Именно таким оскверняющим демоническим символом является число 666-χξς .

    г) Почему прочтение в тексте Откр. 13, 18 - вместо числа 666 - числа 616 является ошибочным.

    Свмч. Ириней Лионский, раскрыв символику числа антихриста 666 - χξς, приводит очень важные свидетельство относительно того, что именно это число, которое является «одинаковым повторением числа «шесть», а не иное «стоит во всех лучших и древних списках (Откровения)». Это одно доказательство. А вторым является свидетельство лично общавшихся с апостолом Иоанном, «сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют» 32 . В принципе эти аргументы носят вполне исчерпывающий характер, в особенности последний, поскольку именно он указывает на традицию, восходящую непосредственно к самому писателю Апокалипсиса, апостолу Иоанну Богослову. Поэтому уже исходя из этого авторитетного свидетельства представителя школы апостола Иоанна Богослова утверждение о. Олега Скнаря о том, что «вполне возможно, именно 616 и было «числом зверя», указанным в оригинальном варианте, вышедшем из-под пера апостола Иоанна». Однако в оригинальном тексте этого числа и не было, как о том авторитетно свидетельствует свмч. Ириней Лионский.

    Каким же образом это число появилось в некоторых списках книги Откровения? То, что оно действительно было в некоторых списках убеждает и приводимый о. Олегом папирус из Оксиринха, датируемый III - IV столетием (P 115 o P. Oxy LXVI 4499). Мы выше мы приводим его фотографическое изображение, где в третье строке видно написание χις - 616

    Но что отвечает свмч. Ириней Лионский относительно существующего «двойного прочтения» числа антихриста? Введших число 616 - χις свмч. Ириней называет «впавших в ошибку, заблуждение» (πῶς ἐσφάλησάν, erraverunt). Такая ошибка была допущена по неведению переписчиков, «как обыкновенно бывает, так как числа изображаются посредством букв, и греческая буква, выражающая число шестьдесят, легко превратилась в греческую букву йоту». Однако в дальнейшем, как пишет свмч. Ириней, произошло следующее: «одни просто и слепо употребляли число десять», а некоторые «по своему неразумию осмеливались отыскивать имя, содержащее ошибочное и неверное число». Однако в разные списки Апокалипсиса вносилось и другое ошибочное написание числа зверя - 606. Несомненно, это также была описка. Как пишет в своей докторской диссертации, посвященной проблеме истории истолкования числа 666, Евангелия Амириду «дилемма в написании χξς или χις могла бы создать большую проблему, но она исчезла окончательно, поскольку написание χις, несмотря на то, что оно появилось буквально сразу после написания Апокалипсиса, на самом деле никаким образом не оказало влияния ни на рукописную традицию, ни на традицию герменевтики исследуемого периода».

    Кроме того, использование вместо числа 666 иных чисел противоречило бы традиции Ветхого Завета, который усваивал именно число 666 размеру «дани царя Соломона» (3 Царств.10, 14, 2 Парал. 9, 13).

    Свмч. Ириней предупреждает об опасности доверять этим вкравшимся «опискам», поскольку это может ввести в заблуждение и погибель людей:

    «Что же касается тех, которые по своему тщеславию решаются определять имена ошибочного числа и какое-либо придуманное ими название назначают для имеющего придти (антихриста), то они не выйдут без вреда, потому что обманывали и самих себя и веривших им. И первый вред тот, что они уклонились от истины и несуществующее принимали за истину, потом таковой непременно подвергнется не малому наказанию, какое будет тому, кто прибавляет или убавляет что-либо от Писания». 35

    Но именно к опасным и неверным выводам привело о. Олега как раз доверие своему мнению о правильном и изначальном употреблении в тексте Откровения не числа 666, а числа 616.

    Заключение

    И
    так, неверное утверждение о. Олега о том, что первоначально в тексте Апокалипсиса в Откр. 13, 18 стояло не число 666 - χξς, а 616 - χις неизбежно привело к целой ложной системе понимания, подхода и комментирования священного текста Апокалипсиса. И как следствие, это привело и к неверным выводам относительно правильного и верного отношения к числу 666 протестующих против его систематического введения явным или неявным образом в нашу современную жизнь. И если для о. Олега протесты против этого числа антихриста и зверя являются дикостью, то для настоящего христианина эти протесты являются здравым стоянием против символа и глобальной системы антихриста, превращающей весь мир в управляемый концлагерь, где человек - это раб, не имеющий своего имени, или имеющий его чисто формально, поскольку всемирная компьютерная система присваивает ему свое компьютерное имя - цифровой код, так или иначе связанный с числом 666. И если для о. Олега это ничего не значит, то для Церкви Христовой существуют важные ориентиры, данные в книге святого Откровения апостола Иоанна Богослова в главе 13 с 11 по 18 стих и важный комментарий свт. Андрея Кесарийского: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим ». 36 Точно также пишет и свт. Арефа Кесарийский: «То, что в точности касается числа и всего того, что о нем написано, откроет время, опыт и трезвенный образ жизни». 37 Относительно же всемирного товарного знака EAN 13 - UPC 1, который активно распространятся повсюду, на всех товарах и всякого рода продукции, мы зная, что он содержит в себе запись в двоичном счислении числа 666, имеем полное право сопоставить с тем предупреждением, которое также дает свт. Андрей Кесарийский: «И будет он (т. е. лжепророк) распространять звериную печать (точнее число зверя - τὴν ψῆφου δὲ τοῦ θηρίου) везде, и в купле и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни». 38

    Неслучайно Священный Кинот Святой Горы Афон еще в своем Заявлении от 24. 02. 1997г., выражая свои «беспокойства и опасения по поводу возможного попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств», «бескомпромиссное навязывание... Всемирной Кодировки Продукции (UPC 1) с использованием известного свой дурной славной числа Апокалипсиса 666» расценил, как попрание р именно религиозной свободы.

    А Священный Синод Элладской Церкви в своем Окружном послании за № 2626 от 7.04.1997г. ясно и недвусмысленно высказал следующее:

    а) число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста;

    б) следовательно не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь;

    в) не принимать число 666 в качестве кодового числа государственных электронных систем по защите личности;

    г) официально поставить вопрос о замене числа 666 в центральной электронной системе Евросоюза на любое другое кодовое число;

    д) ни под каким предлогом не допустить, чтобы число 666 попало в новую систему паспортов нашей страны.

    Поэтому неслучайно опытные в духовной жизни пустынники и монахи Святой Горы перед употреблением в пищу продуктов с этим штрих-кодом, его снимали или счищали, а затем обязательно благословляли. В этом действии выражено правильно христианское отношение к символу антихриста, который «освящает» продукты не божественной благодатью, а оскверняет их демонической энергией.

    Протесты против числа 666 - это, как точно и верно свидетельствует архимандрит Георгий, игумен монастыря Григориат на Святой Горе Афон, «свидетельство о правильной функционировании православного чувства ». «Наше беспокойство, -говорит он далее, - является показателем нашего духовного бодрствования, любви ко Христу и стремления ко спасению». 40

    И если мы считаем себя православными христианами, то мы не имеем право принимать что-то с числом 666, которое, согласно учению Церкви, является числом и символом антихриста, а также пренебрегать его присутствием в наших документах. Священный Синод РПЦ являтся не просто церковно-административным органом Русской Православной Церкви, а прежде всего он призван хранить и защищать чистоту веры, думать прежде всего о спасении своих чад. Священный Синод во главе со святейшим патриархом обязан постоянно и настойчиво, а не вяло и безучастно, требовать от государственной власти, которая сегодня пытается себя позиционировать лояльной к Православной Церкви, замены бланков современных паспортов, где сплошь и рядом пестрит число 666, на другие, без этого числа и всяких цифровых кодов. Священный Синод обязан требовать от государственной власти не вводить УЭК (электронный паспорт), который непосредственно связан с единым кодовым числом 666, имеет универсальный цифровой идентификатор личности.

    Что же касается статьи о. Олега и его статьи «Самое страшное число», то мы считаем, что она была написана либо преднамеренно, чтобы с помощью неверных понятий и толкований священной книги Апокалипсиса Иоанна Богослова ввести всех в еще большее заблуждение, либо по недопониманию и незнанию учения Церкви. Поэтому мы требуем от о. Олега убрать свою статью с сайта и принести извинения за неверные суждения и введение людей в заблуждение.

    Редакция «Православного Апологета», 2012г.

    Кандидат богословия, член редакции иеромонах Сергий (Троицкий)

    Ответственный секретарь редакции Виталий Липатов и др.

    28. 01/ 11.02/ 2012 память свмч. Игнатия Богоносца.

    См. Περί οδού. Μητροπολίτου Ναβπάκτου Ιεροφέου. μία ὁδός

    Adversus haereses III, 2. 1-2

    Adversus haereses V, XXX, 3

    Χαραλάμπους Δ. Βασιλοπούλου, Αρχιμανδρίτου. Αποκάλυψις εξηγημένη. Εκδ. Ορθόδοξος Τύπος. Αθήναι. 1991, τόμ.1, σ. 40

    Прот. П. Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях.//Св. Ириней Линский. Творения. СПб. 1900, с. 15 См. Catholic Encyclopedia. Encyclopedia Press, 1913. http://oce.catholic.com/index.php?title=Apocalypse где подтверждается эта дата написания на основе свидетельства Церковной истории Евсевия Кесарийского ((Hist. Eccl., III, 18)), свмч.Иринея Лионского; Piene sub nostro saeculo ad finem Domitiani imperii" (Adv. Hair., V. 4), бл. Иеронима Стридонского: "Quarto decimo anno, secundam post Neronem persecutionem movente Domitiano, in Patmos insulam relegatus, scripsit Apocalypsim" (Ex libro de Script. Eccl).

    Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 16, PG. 11, p. 217

    Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М. Правило веры. 2009, с. 17

    Там же, с. 185-186

    Там же, с. 190

    Последние материалы раздела:

    Христианская Онлайн Энциклопедия
    Христианская Онлайн Энциклопедия

    Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

    Принятие христианства на руси
    Принятие христианства на руси

    КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
    Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

    Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...