Краткая история польши. Польша в XVI веке. Консолидация и экспансия Возвращение коммунистического режима

Приказал перенести свою резиденцию именно в Варшаву. Это произошло в 1596 году. Столица Польши была фактически перенесена в указанный город. Тем не менее, он обрел законный статус только после принятия Конституции 1791 года.

Этимологические данные

Многие лингвисты и историки убеждены в том, что название города обязано своим происхождением притяжательному прилагательному «Warszowa» (или «Warszewa»), образованному от распространенного ранее имени Warcislaw.

Название трансформировалось из Warszewa в Warszawa в шестнадцатом веке. Это явление связывают с особенностями мазовецкого диалекта (он был распространен именно на той территории, где находится современная столица Польши). Так, гласная буква «а» переходила в «е» в позиции после мягких согласных (сочетание «sz» в то время было мягким). В пятнадцатом столетии сочетания с вторичной «е» находились в ряду диалектных, поэтому люди, придерживающиеся литературного произношения, заменяли их формами с «а». В рассматриваемом случае столица Польши стала называться именно Варшавой в результате замены этимологической формы на гиперкорректную.

Бытует народное мнение о том, что вариант Warszawa появился в результате присоединения имен рыбака Wars и русалки Sawa. Образ влюбленных, как гласит неофициальная версия, и стал источником образования названия столицы.

Наиболее распространенная легенда об основании Варшавы повествует о некоем князе (властелине) по имени Казимир. Заблудившись во время охоты, он набрел на бедную хижину рыбака на берегу Вислы. Там он увидел девушку, только что родившую двух мальчиков - Варша и Саву. Казимир согласился стать крестным отцом близнецов и хорошо отблагодарил хозяев за гостеприимство. Подаренных денег им хватило на то, чтобы возвести рядом еще один дом. Другие рыбаки тоже стали строить свои хижины в этом месте. Так и было положено начало столице государства.

Официальные символы

Столица Польши имеет собственный символ. Это вышеупомянутая русалка Сава. Ее изображение можно увидеть даже на гербе города. Памятник в честь мифического существа установлен на Рыночной площади.

Герб имеет форму французского щита. Его цвет - красный. На верхней границе расположена лента с девизом, у язычка - Серебряный крест ордена Военных заслуг.

Флаг столицы представляет собой полотнище, состоящее из двух одинаковых по ширине полос красного и желтого цвета.

Исторические сведения

Согласно найденным археологами древним документам, в десятом веке на территории современной Варшавы располагалось несколько населенных пунктов, наибольшее значение среди которых имели Kamion, Brodno и Jazdow. Однако первые деревянные сооружения появились здесь только в двенадцатом столетии, а каменные - в четырнадцатом.

Новое время

Какая столица Польши была центром Мазовецкого княжества? Варшава. В последующем ее считали своей резиденцией польские короли и литовские князья. С 1791 по 1795 год этот город был столицей с 1807 по 1813 - Варшавского герцогства, с 1815 по 1915 - Польского царства.

В ходе оккупации 1939-1944 годов очень сильно пострадала страна Польша. Столица - Варшава - была разгромлена немецкими бомбардировщиками. Город освободили 17.01.1945 г. в ходе успешного проведения Висло-Одерской операции.

По окончании 2-й мировой столица в Польше стала активно восстанавливаться. Однако только Королевский тракт, Старый и Новый город были реконструированы в своей исторической форме.

Крупным европейским городам конца девятнадцатого - начала двадцатого столетия была присуща плотная застройка. Ее не стали сохранять в целях улучшения гигиены жилья в соответствии с идеологической программой режима прокоммунистов и представлениями о модернизме.

Большая часть города трансформировалась коренным образом. Варшава изменилась не только в градостроительном, но и в архитектурном плане.

Погодные условия

Варшава отличается умеренно-континентальным климатом с влажным теплым летом и мягкой зимой. Морозы ниже пятнадцати градусов и жара выше тридцати - редкость. Осень, как правило, теплая и затяжная, весна обычно приходит постепенно. В год в среднем выпадает 530 миллиметров осадков.

Административное разделение

С 2002 года столица Польши - это повят, состоящий из одной гмины. Последняя, в свою очередь, делится на восемнадцать районов (дзельниц).

Немного об обер-полицмейстерах

До 1833 г. варшавская полиция являлась одним из отделений муниципального управления столицы, находившемся в ведении президента страны. Двадцатого июня (второго июля по старому стилю) указанного года было издано Постановление Совета управления Польского царства. Согласно этому документу исполнительная полиция отделялась от административной и переходила в ведение вице-президента столицы, который позже стал официально именоваться Варшавским обер-полицмейстером.

Население

На эволюцию и увеличение числа варшавцев долгое время оказывал влияние тот факт, что город был одним из перевалочных пунктов на пересечении торговых путей и трансъевропейской миграции. Это существенным образом отразилось на численности и национальном составе местных жителей. До становления Варшавы как центра услуг и промышленности население в большинстве своем состояло из торговцев. По данным переписи 1897 года, 34% жителей были евреями (219 000 из 638 000). Смешение национальностей, идей и течений привело к тому, что появилось неофициальное название столицы. Польша стала известна благодаря «Второму Парижу» - Варшаве.

Архитектурный облик города

Современная Варшава представляет собой смесь самых разных архитектурных стилей и направлений. Это обусловлено непростой историей как страны, так и самого города. Свои коррективы внес восстановительный процесс после Второй мировой войны. Исторический центр столицы - Королевский дворец - реставрируется до сих пор. Примечательно, что эта территория внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она признана олицетворением досконального восстановительного процесса уничтоженного исторического памятника.

Во времена Польской Народной Республики в городе появилось множество сооружений в стиле Некоторые значимые здания были отреставрированы уже после того, как пала ПНР. В наши дни архитектура города все больше пополняется современными бизнес-центрами и небоскребами.

Транспортная система

Столичная сеть общественного транспорта достигла высокого уровня развития. Разработано большое количество автобусных маршрутов. Транспорт строго придерживается расписания. Периодически ходят автобусы с низким полом для удобства инвалидов.

В городе функционирует одна ветка подземки, много трамвайных линий. Билеты на проезд можно приобрести в киосках на остановках или у водителя, при этом все они универсальны, разделение по видам транспортных средств не производится. В столице развита сеть проката велосипедов.

Бывшая столица Польши

Ранее главным городом страны считался Краков. И даже его полное официальное название - Столичный королевский город Краков - напоминает об этом. Вплоть до восемнадцатого столетия там короновались все польские правители.

Взгляд в прошлое

Краков удачно расположен на той территории, где р. Висла становится судоходной. Благодаря выгодной географической позиции город стремительно расширял свои позиции и богател. Болеслав Храбрый основал там епископскую кафедру в 1000 году. Рассчитывая на поддержку князей Силезии и чувствуя свою значимость, в 1311 году краковские немцы организовали бунт против Владислава Локотка. Восстание было быстро подавлено, к тому же непокорные лишились всех привилегий и льгот.

Значение Кракова стало возрастать в четырнадцатом столетии. В 1319 г. действующий правитель - Владислав Первый Локоток - перенес туда свою резиденцию (ранее она находилась в Гнезно). Во времена правления Казимира Великого в городе были возведены новые сооружения, получили развитие такие сферы, как торговля и ремесла. В феврале 1386 года в бывшей польской столице был крещен Ягайло. Там же состоялось его бракосочетание с Ядвигой.

Когда у власти находились Ягеллоны, Краков окончательно укрепился на позиции главного города королевства. Число жителей возросло до ста тысяч.

Какая столица у Польша была в шестнадцатом столетии? В 1596 году почетный титул перешел от Кракова к Варшаве. Благосостояние некогда богатейшего города медленно, но верно подтачивалось нападениями неприятелей. В 1787 году население Кракова составляло менее десяти тысяч человек.

Двадцатый век

Вплоть до 1918 года Краков находился под юрисдикцией Австро-Венгрии. 1939-1945 гг. являются трагическим периодом в истории бывшей столицы. Нацистские оккупанты организовали в городе Краковское гетто, куда согнали большую часть евреев, проживавших в основном в районе Казимежа. Представителей этой национальности нещадно уничтожали в концлагерях Плашов и Освенцим.

Силами войск Первого Украинского фронта в январе 1945-го город был освобожден от захватчиков. Одиннадцатого августа того же года по Кракову прокатился еврейский погром. В период политического кризиса 1968 г. прошла антисемитская кампания. Учитывая вышеуказанные события, большинство евреев, оставшихся в живых после Холокоста, покинули Польшу.

Культурный центр

Какая столица в Польше сейчас? Главный город страны - Варшава. Однако еще несколько веков назад почетное звание принадлежало Кракову. Вот почему этот город до сих пор называют сердцем польской культуры. Его исторический центр подлежал уничтожению во время отступления немецких войск в 1945 году. Однако в результате неимоверно сложной военной операции, проведенной бойцами Советской армии и группами польского сопротивления, город уцелел.

Две основные располагаются на холме Вавель. Первая из них - Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Это один из наиболее почитаемых храмов страны. Ранее в нем проводились коронации и похороны правителей Польши. Второе интересное сооружение на холме - Королевский замок. Некогда он являлся резиденцией Ягеллонов, Пястов и Вазов. Вначале замок представлял собой довольно скромное небольшое сооружение в романском стиле. Позже его неоднократно реконструировали, расширяли. Вот почему он имеет характерные черты архитектурных направлений многих исторических периодов.

В Кракове великое множество костелов. Самый древний - Марьяцкий (Марианский). Он широко известен своими непревзойденными готическими витражами. Поначалу строение было деревянным. В тринадцатом веке на его месте было возведено новое - в романском стиле, однако во время одного из набегов татар оно было полностью уничтожено. Костел отстроили заново в четырнадцатом веке, причем уже в готическом стиле.

Еще одной достопримечательностью с мировой известностью являются соляные копи под названием «Магнум Саль». Они находятся в десяти километрах от Кракова - в местечке Величко. Любой желающий может посетить единственный в своем роде Соляной музей.

Знаменитое краковское высшее учебное заведение - Ягеллонский университет. Грамоту о его основании издал Казимир Второй еще в мае 1364 года. У входа начертан следующий девиз: «Разум побеждает силу». В этом учебном заведении обучалось множество светил мировой науки. Среди них чаще всего упоминают Николая Коперника - астронома и математика периода Ренессанса, автора мира; Станислава Лема - известнейшего автора фантастических рассказов; Иоанна Павла Второго, причисленного к лику блаженных.

Изначально было сформировано одиннадцать кафедр, из них восемь правоведческих, две медицинских и одна свободных искусств. Кафедра богословия появилась позже, когда на это получили разрешение Папы. Университет возглавлял канцлер Польского королевства. В его обязанности входила забота о деятельности и развитии учебного заведения.

Заключение

Выше мы рассмотрели, почему и когда изменилось название столицы. Польша известна многими древними городами, однако именно в Кракове и Варшаве сосредоточены основные исторические достопримечательности, и некоторые из них даже входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Польша — одна из ключевых стран в истории Европы. Всем известна её столица — Варшава. Но многие и не подозревают, что так происходило не всегда.

Гнезно

В 877 году произошло покорение Моравией Великой и Малой Польши. Центром становления страны оставалась Великая Польша, а столичным городом являлся Гнезно. Он считается историками одним из древнейших поселений, самые ранние датируются восьмым веком. Именно этот город был первой столицей древней Польши, в зените Пястовского пути, сближавшего города средневековья. Князь Мешко завершил сплочение племён славянских и считается первым официальным руководителем страны. Он обратил в христианскую веру поляков. Первое архиепископство было организованно именно в этом городе. В те далёкие часы Гнезно славился мощным центром ремесленников, вёл активную торговую деятельность с восточными странами, дружил с Киевской Русью. С 1001 года является кафедральным городом епископства, местом восхождения на трон до 14 века. В Гнезно произошла историческая встреча императора Оттона и Болеслава Храброго, на которой было решено о самостоятельности Польши и восхождении Болеславом на трон короля. Покровителем города считается Святой Войцех — проповедник, священнослужитель, великий мученик. С 1793 по 1807 и с 1815 по 1918 город был в составе Пруссии.

Богатая история города привлекает туристов со всего мира. В городе множество исторических памятников и шедевров архитектуры — готический костёл Девы Марии, Гнезненские ворота, множественные надгробия и монастыри. В наши дни это сравнительно небольшой город с населением всего 70000 человек.

Познань

Образование этого города переплетается с началом становления польской нации и Польской государственности. Самые первые славянские племена стали селиться в этих краях в девятом веке, когда был возведён замок на Тульском острове, речке Варте. В развитие города много сил вложили князь Мешко и король Болеслав Храбрый. А в 968 году тут образовалась епархия. В то время Познань являлся одним из двух главных центров Польши.

Долгие столетия Познань был стратегическим, торговым, транспортным и коммерческим центром для Польши и всего народа. А особенно стал популярен благодаря международным торговым ярмаркам, которые начали проводиться с двадцатых годов прошлого века. Посещают его не только по делам, но и для того, чтобы ознакомиться с историческим наследием, культурой, архитектурой. Этот полумиллионный город считается колыбелью польской нации, третьим по значимости местом страны после Варшавы и Кракова. Туристы со всего мира восхищаются роскошным Старым Городом.

Познань — столица Великой Польши, хотя официально никогда столицей Польши, по мнению большей части историков, не была. Но по значимости в истории страны достойна этого. Ратуша, относящаяся к эпохе Возрождения, самый древний польский собор на Тумском Острове, строгий прусский замок заслуживают обязательного посещения. Туристы любят расслабляться в многочисленных парках города и вблизи искусственного озера Мальта.

Краков

В 1320 году Куявский князь Владислав Локетек присоединил к своим землям Великую Польшу и был коронован в Кракове. С тех пор очередной столицей Польши становится Краков, расположенный на левом берегу речки Вислы. Удобное географическое положение способствовало развитию города и превращение его в столицу. Его численность в средние века достигала 100000 человек, но дальнейший ход истории привёл к тому, что к концу восемнадцатого века в нём оставалось около 10000 жителей. С 1610 года резиденция правителей Польши перешла в Варшаву.

Сейчас в Кракове проживает почти 800000 человек — это второй по численности город в Польше. Был официальной столицей Польши с 14 по 17 век. А до 18 века тут короновали польских правителей. Краков насыщен историческими памятниками, внесён в перечень ЮНЕСКО. А в 2000 году был культурной столицей Европы. Помимо того, что это крупный культурный, научный и экономический центр — его облюбовали туристы. Город имеет остатки крепости 15 века, около сорока костёлов, множество часовен, около тридцати монастырей, семь синагог. Мировую славу имеют собор святых Станислава и Вацлава, построенный в 14 веке. Известны усыпальница польских королей, епископов и национальных героев, барочный костёл святейшей Анны, готический костёл девы Марии. Множество музеев, дворцов и старинных зданий. Ягеллонская сокровищница книг содержит около 310000 томов и пять тысяч древних рукописей. Благодаря большому наличию остатков старины Краков считается польским Санкт-Петербургом или польскими Афинами.

Варшава

В 1586 году умирает Баторий, люди выбирают шведского короля Сигизмунда Ваза. Он продержался у власти не долго и лишился шведского престола благодаря большому католическому фанатизму. С его царствованием связано несколько значимых событий, включая перенос столицы из Кракова в Варшаву. Но коронации так и проводились в Кракове. Фактически город стал столицей в 1596 году. Случился пожар в Вавельском замке и правитель Сигизмунд перенёс сюда свою резиденцию. А столичный статус документально был подтверждён лишь Конституцией, принятой в 1791 году.

Через город протекает река Висла. Основан он приблизительно в 13-14 веке. Символом Варшавы считается русалка. Столица имеет богатую историю и культуру. Но в 1944 году по приказу Гитлера около 80% города было уничтожено. Это и коснулось исторических мест — Королевского замка и Старого Города. Многие исторические памятники отреставрировали, однако, не в чётком историческом соответствии. Восстановленный старинный комплекс в центральной части города считается частичкой памяти о довоенной Варшаве. В восьмидесятом он был занесён в список ЮНЕСКО. Многие исторические памятники имеют русское происхождение. Примечательно, что Варшава не является центром туризма в Польше. Чаще всего она используется, как транзитная точка. Всем интересно посмотреть, как досталось городу во время Второй мировой войны. Кроме музеев, Варшава привлекает своими кафе, замечательной набережной реки Вислы, божественной архитектурой центра. Даже современные небоскрёбы нравятся туристам из разных стран мира.

В XVI в. чертой аграрного развития польской деревни становится барщинно-крепостническое хозяйство. Поступательное движение экономики в то время хотя и не прервалось, но замедлилось.

Население Польши росло вплоть до середины XVII в. К 1580 г. на территории В. и М. Польши и Мазовии проживало приблизительно 3,1 млн. человек (21 человек на 1 км 2). К 1650 г. - 3,8 млн. человек (26 человек на 1 км 2). Судя по данным описей второй половины XVI в. около 67 % всего населения составляло крестьянство. Горожане - 23 %, дворяне - 10 %.

С/х оставалось главным занятием половины (а возможно, 2/3) обитателей городов. По своим занятиям и быту, но не по правовому статусу была близка к крестьянам большая часть загоновой (загродовой) шляхты, составляющей 2/5 всего дворянского сословия. Признаком, отличавшим загонового шляхтича от прочих дворян, считалось отсутствие крепостных и работа на своем поле. Формула «сам пашет» служила общепринятым обозначением такого дворянина, который дабы не спутали его с мужиком, шел за плугом, опоясанный саблей.

Культивируемые площади занимали в конце XVI в. около 30 % всей территории. С середины XVI в. северо-западе развернулась т.н. олендерская (т.е. голландцев) колонизация, которых охотно звали в заболоченные земли в низовьях Вислы. Потом колонизация перекинулась в В. Польшу (в середине XVII в. здесь было 200 «олендерских» сел), Куявию, Мазовию. Олендерами звали не только голландцев, но и выходцев из других мест, или просто поляков.Стали заселяться окраины. На Мазурах в течение XVI в. поляками, немцами, литовцами было заложено до 300 новых селений. Больше всего там было пришельцев из Мазовии, особенно загоновой шляхты.

Хлеб шел не только для внутреннего потребления, но и на экспорт. За XVI в. экспорт зерна вырос в 10 раз. Максимум относится к 1618 г., когда через гданьскую таможню прошло свыше 260.000 т зерна. Вывоз через другие порты - Эльблонг, Кенигсберг, Ригу, Шецин вместе взятых доходил до ¼ гданьского. Часть хлеба вывозили по суше. Современники считали, что хлеба экспортируемого из Р.П. хватит более, чем 1 млн. человек.

XVI в. для польской деревни - это век закрепощения. Петрковский статут (1496 г.), сеймовая конституция 1501 г. и последующие акты все более ограничивали крестьянский выход. С конца XV в. в Польше резко ускорился темп закрепощения деревни. По сеймовой конституции 1496 г. за кметем - полнонадельным крестьянином - еще сохранялась легальная, хотя и весьма ограниченная возможность покинуть помещика: без согласия помещика ежегодно из деревни имел право уйти 1 кметь. Допускался, хотя и с ограничениями, уход крестьянских сыновей. К началу 1540 г. он был вовсе запрещен, издавались законы против беглых. Подавляющую массу прикрепили к земле. Судопроизводство по таким делам было упрощено, срок розыска не ограничен. Крестьяне были полностью отданы во власть землевладельца. Варшавская конфедерация (постановления, принятые на сейме в январе 1573 г. в пору междуцарствия, когда угасла династия Ягеллонов) подтвердила самые широкие полномочия землевладельца, который был вправе «по своему усмотрению покарать непослушного подданного». В описях имений крестьяне перечисляли как один из разрядов имущества наряду с движимостью и недвижимостью. Крепостных дарили, продавали, закладывали. За убийство простолюдина шляхтич расплачивался 10 гривнами «гловщизны» (с 1581 г. - 30 гривен) и церковным покаянием; дворянин же убивший дворянина, платил 120 гривен (с 1588 г. - 240 гривен) и подлежал заточению в тюрьму на год и шесть недель. Убийство дворянина плебеем каралось смертью. В 1565 г. нунций папы пишет из Польши: «Крестьяне - подданные своих господ, которые распоряжаются их жизнью и смертью. Крестьяне лишены всякого права апеллировать к высшей инстанции. Собственностью на землю они не обладают…Без разрешения господина они не могут переселиться в другую деревню, ибо привязаны к земле, и потому если господин продает деревню, то вместе с ней продают сидящих там крестьян…»

Но все-таки самовластье помещиков не было беспредельным. Феодальную реакцию сдерживало: 1. побеги крестьян - в 1503-1596 гг. было издано 24 акта против беглых, в 1600-1699 гг. - 38 актов; 2. политика городов - в Королевской Пруссии (Восточное Поморье), где было богатое мещанство, темпы закрепощения были ниже; 3. традиция - Мазовия с 1526 г. окончательно влилась в Польское королевство, и тем не менее вплоть до 1576 г. мазовецкий кметь сохранял право перехода при условии, что его новый господин возмещал старому понесенные убытки от потери подданного убытки; 4. дворянское общественное мнение, которое не поощряло дворянских эксцессов. Практика сохраняла за крепостным минимум дееспособности. Бывало, что в гродском (государственном) суде он сам судился с третьими лицами, хотя по букве закона мог это сделать только в присутствии своего господина. Контракты или денежные займы зачастую оформлялись без согласия помещика. Сохранились и долговые расписки, составленные по всем правилам, землевладельцев своим собственным крепостным. В XVI в. бывало, что крестьяне заводили тяжбу со своим помещиком. Королевский суд, правда, разбирал такого рода дела лишь с согласия последнего.

За некоторыми категориями крестьян признавалась личная свобода. Ею пользовались солтысы - наследственные деревенские старосты. Под нажимом шляхты, проводившей принудительный выкуп солтысских держаний, эта прослойка сужалась. Но все же солтысам принадлежало 3-4 % всех крестьянских дворов. К солтысам были близки выбранцы, которые, не неся обычных крестьянских повинностей, служили в войске. Когда Стефан Баторий в 1578 г. по венгерскому образцу заводил выбранецкую пехоту, предполагалось, что служить должен был держатель каждого 20-го лана в королевских имениях. На деле выбранцев было чуть более 2000 человек.

Личной свободой пользовались и леманы - малочисленная категория служилых людей из королевских (реже церковных) сел Королевской Пруссии и Мазовии. Вольным держателем были и олендеры. Малоземельных-загродников и халупников (имели лишь огород) и безземельных (коморников, гулящих людей-люзных) - было трудно привязать к земле и господину.

Для второй половины XVI в. доля домена в пахотном ареале указывается по-разному: 1/3, ¼, 1/6. В отличие от таких стран, как Чехия, основанный на наемном труде фольварк в Польше не пустил крепких корней. Польское дворянство в целом делало ставку на барщину. Быдгощско-торуньская конституция 1519-1520 гг. предусматривала минимум отработок: не меньше одного дня в неделю в лановом наделе (около 18-22 га). Верхний предел не был установлен, к концу XVI в. - 2-3-дневная барщина. Дни барщины увеличивались.

К этому времени прекратилось общегосударственное регулирование крестьянских повинностей. Крепостное право пытались распространить и на безземельных крестьян и на гулящих людей. Впрочем, повторяемость подобных актов скорее свидетельствует о малой результативности запретов и угроз.

Польский фольварк - домениальное хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян-барщинников стал характерен для XVI в. Фольварк был ориентирован на внешний, европейский рынок. Девизом фольварочного хозяйства было: «Что окажется на дворе сверх надобности - должно идти на продажу». Вернув в 1466 г. выход к Балтике, Польша быстро стала крупнейшим экспортером зерна. С конца XV по конец XVI вв. вывоз в Р.В., Англию, Францию и другие страны составлял 100.000 т зерна в год. От этой торговли больше выиграла шляхетное дворянство, которое имело право беспошлинного вывоза хлеба и иных продуктов.

В XVII в. положение ухудшилось, тяжело сказалось на состояние польской деревни - шведское вторжение 1655 г., затем внутренние распри - мятеж магната Ежи Любомирского (1665-1666 гг.), в 1702-1709 гг. ТВД Северной войны был перенесен на польскую территорию, после уходов шведов Р.П. снова потрясла в 1715-1717 гг. - внутренняя смута. Военная разруха вкупе с феодальным гнетом сказались на структуре крестьянства, форсировав пауперизацию. Малопольский кметь перед шведским нашествием держал в среднем по 0,41 лана, после - по 0,27 лана. В 1616 г. загродникам, коморникам в великопольских королевщинах принадлежало 19 % хозяйств, в 1661 г. - 34 %. Так было везде. Но в то же время часть крестьянства старались заняться разведением скота, птицы.

Происходило расслоение и правящего класса. Концентрация земельных имуществ заметно ускорилась. Латифундии Радзивиллов, Потоцких, других вельможных фамилий достигали баснословных размеров. Август Чарторыский, удачно приумноживший свои владения в 1731 г. женитьбой на единственной наследнице богатейшего в Р.П. магната - великого коронного гетмана Адама Сенявского, получал 3 млн. злотых ежегодного дохода, под конец жизни князя Августа его имения оценивались в 105 млн. злотых.

В пору максимальной разрухи немало шляхтичей искало выход в ликвидации фольварочной запашки. Домениальные поля делили между крестьянами, которых переводили на оброк. Но очиншевание оказалось устойчивым только на западе и северо-западе Р.П. - в Королевской Пруссии, Куявии, В.Польше.

С конца XVII в. поднялась новая олендерская колонизация. В ней участвовали поляки и немцы. Кое-где практиковался перевод на закупное право и на фиксированный денежный чинш. По данным к середине XVIII в. в Польше на чинше находилось 15 % крестьянских дворов. В большинстве воеводств, после того, как опомнились после разрухи, фольварк поглотил самые удобные и плодородные из запустевших крестьянских наделов, вернул свои позиции или даже расширился.

Таким образом, аграрное развитие Польши второй трети XVII-первых десятилетий XVIII вв. оставляло желать лучшего. Здесь просматриваются черты явного регресса. Нищета деревни поражала соотечественников и побывавших в Р.П. иностранцев. Но со второй половины XVIII в. польская деревня смогла преодолеть эти негативные тенденции.

Правительство в интересах того же дворянства поощряло ввоз западноевропейских промышленных изделий, таким образом, польская внешняя торговля приобретала колониальную окраску, в вывозе был велик удельный вес дешевого сырья и продовольствия, в ввозе - промышленных товаров. Вывозили - хлеб, поташ, смола, деготь; ввозили - сукна, соль (французская), железо (шведское).

Повсеместно наблюдается демографический рост. К 1580 г. население В., М., Польши, Мазовии составляло 3,1 млн. человек. На территории Польского королевства в середине XV в. было 450 городов, в XVI в. - 650, в XVII в. - 700, естественно, что среди было много мелких. В Варшаве (столица с начала XVII в.), в Познани к концу XVI в. было 20.000, в Кракове - до 30.000, в Гданьске - 50 (75).000.

Углублялось территориальное разделение труда, расширялись ремесла, происходило их слияние. Так, краковский рынок притягивал к себе часть Сандомирщины, Санокской, Перемышльской земель, южный край Серадзского воеводства. В недрах цеховой системы и наряду с ней в сукноделии книгопечатании и других отраслях рождались элементы мануфактурного производства.

Более скромный, чем в Австрии и Чехии, но все-таки значительный размах приобрело горное дело. В соляных копях Бохни и Велички (вблизи Кракова) трудились несколько тысяч горняков, члены паевых товариществ, крепостные из окрестных сел, вольнонаемная беднота.

Но на грани XVI-XVII вв. польская мануфактура становится по преимуществу крепостной. При воцарившейся «золотой шляхетской вольности» занятие ремеслом, промыслом, торговле становилось все более рискованным делом. Так, десятки железоделательных заводов перешли в руки дворян. Не только потому, что разорялись старые владельцы, шляхта безнаказанно прибегала к прямым захватам. К середине XVIII в. множество средних и мелких рыцарей разорилось, или деклассировалось.

На Радомском сейме 1505 г. по Радомской конституции (название nihil novi) (ничего нового) король не имел права издавать какой-либо новый закон без общего согласия не только сената, но и шляхетских послов. Радомский сейм 1505 г. принял также статут канцлера Яна Лаского, сборник законодательства Казимира III, Людовика Венгерского и королей династии Ягеллнов. Попытка укрепления королевской власти была предпринята при Сигизмунде I Cтаром (1506-1548). Король, опираясь на высших сановников и представителей светского и духовного магнатства, рассчитывал провести ряд реформ, направленных на ограничение сословных привилегий шляхты. Речь шла о проектах военной и финансовой реформ, создании постоянного войска и казначейства и введения постоянных налогов.

Военная реформа предусматривала разделение Польши на 5 военных округов. Шляхта каждого из них должна была по очереди нести службу на границах. В случае отказа от личного выполнения военной повинности шляхтич должен был внести известную сумму денег. Посполитое рушение должно было созываться в случае опасности, но подготовка к нему шляхты должна была особо проверяться путем смотров-люстраций. Условия военной службы регулировались размерами земельных владений. Но в жизнь эта реформа не была проведена. На сейме 1514 г. духовенство сумело добиться освобождения своих земельных владений от военных повинностей, затем магнаты и шляхта.

Воспользовавшись решением сейма 1531-1532 гг. о кодификации и «исправлении» прав (шляхта добивалась уравнения в правах с магнатством), король предложил сейму 1534 г. проект «поправки прав», который бы ограничивал сословные привилегии шляхты. Сейм отклонил его.

Сейм 1535 г. принял решение провести «экзекуцию прав», т.е. проверку и исполнение прежде принятых законов (речь шла о возвращении коронных земель, и об отмене «незаконно» выданных привилегий городам).

Но на сейме 1536-1537 гг. шляхта возмущалась возвращением коронных земель, и требовала судебного разбирательства. В 1537 г. шляхта, собранная под Львовом на посполитое рушение, подняла бунт (150.000) т.н. «куриная война» Поэтому на сеймах 1538 г. и 1538/1539 гг. король был вынужден пойти на уступки шляхте, которая сохранила все свои привилегии и принцип «вольной элекции» (свободных выборов нового короля).

Сигизмунд I понял, что своеволие шляхты и магнатства ему не одолеть, на гос. переворот идти он не хотел, и в XVI в. стали появляться первые признаки феодальной анархии.


В 1525 г. король Сигизмунд I и польские магнаты разрешили магистру Тевтонского ордена Альбрехту Бранденбургскому (Гогенцоллерну) секуляризовать владения ордена и стать наследственным герцогом, продолжая, некоторое время быть вассалом Польши. Это привело к тому, что из-под руки Польши ушли западнопоморские земли (к Гогенцоллернам), Силезия к Габсбургам, так же как и Чехия с Венгрией. Правда, в 1526 г. произошло воссоединение с Мазовией, после прекращения династии мазовецких Пястов.

В 1563 г. король созвал сейм в Варшаве для обсуждения польско-литовской унии. Но литовские магнаты не стремились к инкорпорированию в состав Польши, переговоры продолжались. Воспользовавшись плачевным положением Литвы после Ливонской войны, польские паны навязали в 1569 г. в Люблине заключение польско-литовской унии, по которой Польша и Литва объединялись в одно государство Речь Посполитую с общим центральным органом - вальным сеймом. Глава Р.П. одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств - Литва (княжество) и Польша (корона) - сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет, войско. Еще до заключения унии в том же году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы, что привело к созданию многонационального государства.

Государственный строй Р.П. оформился в первые ее существования. По «Генриковым артикулам» (Генрих Валуа (1573-1574) - Р.П. - дворянская республика, с выборным королем, который собирает сейм каждые 2 года, законодательная власть у сейма (и у короля). Заключать мир и объявлять войну король может только с согласия сейма. Между сеймами должна собираться рада сенаторов-резидентов. Магнаты и шляхта имели право на легальные восстания (рокоши). При Стефане Батории (1576-1586) шляхта освободилась от королевской юрисдикции, подсудна только шляхетскому трибуналу. Сейм состоял из 3 станов - король, сенат, посольская изба. С 1673 г. два сейма созывались в Варшаве, а третий в Гродно. В период бескоролевья созывался конвокационный сейм, затем элекционный и коронационный. Перед сеймом созывались сеймики - генеральные (в Коле, Варшаве, Корчине, Волковыске (Слоним), Мальборке (Грудзёндзе).

Р.П. - федерация отдельных воеводств, на заседаниях действовал принцип liberum veto. Но собирались съезды, где принцип liberum veto не применялся, это конфедерации - союзы вооруженной шляхты, которые собирались для проведения определенных реформ или принятия некоторых законов. Конфедерации составлялись сначала по воеводствам, затем собирались генеральные конфедерации Великого княжества, и короны, затем объединялись - в «генеральные конфедерации обоих народов». Когда конфедерации были направлены против короля, они назывались рокошами. Король был ограничен во власти. Центральное управление страной осуществлялось королем, министрами, высшими сановниками. Королевским двором ведал великий маршалок, его зам. - надворный маршалок, канцлер, подканцлер, великий коронный гетман, великий литовский гетман, коронный подскарбий, литовский подскарбий, воеводы (на местах), земский подкоморный - разрешал межевые тяжбы.

В административном отношении Р.П. состояла из 3 провинций - В.Польша, М.Польша, Литва, провинции делились на воеводства, воеводства на поветы.

В 1572 г. Сигизмунд II Август умер, династия Ягеллонов пресеклась. Кто король? Юхан (Иоанн) III Шведский, австрийский эрцгерцог Эрнест, Генрих Валуа, Иван IV Грозный? Сейм, созванный в Варшаве в январе 1573 г., выработал некоторые решения, исполнять которые обещал каждый король при вступлении на престол (pacta conventia). По этим постановлениям сейм должен созываться через 2 года, каждый дворянин имел право участия в нем, между сеймами король ограничивается советом из 16 сенаторов, без согласия сословий король не мог повышать налоги, решать вопросы о войне и мире, никакой поход не должен быть более 3-х месяцев, признавалась полная свобода вероисповедания при подчинении польским законам. При неисполнении королем каких-либо условий «нация» освобождалась от присяги на верность.

Сейм избрал (в мае 1573 г.) королем Генриха Анжуйского (Валуа). Генрих в январе 1574 г. прибыл в Польшу, но, узнав о смерти своего брата Карла IX (30.05.1574 г.) тайком покинул Краков.

В октябре 1574 г. вновь началась борьба за польский престол. Сенат хотел возвести Максимилиана II, но престол достался воеводе Семиградья Стефану Баторию (1576-1586). Стефан Баторий пытался упорядочить спорное престолонаследие, сделав его наследственным. В этом его поддерживал канцлер Ян Замойский, женатый на племяннице короля, но против выступал Зборовский. После смерти Батория (12.12.1586 г.) на выборах короля эти две партии предложили своих кандидатов. Зборовский предложил эрцгерцога Максимилиана Австрийского, сына Максимилиана II. Замойский, поддерживаемый вдовствующей королевой Анной и высшим духовенством, предложил внука Ягеллона Сигизмунда Шведского (сына Юхана III), от которого епископы ждали восстановления католичества. Королем стал Сигизмунд III (1587-1632), который прибыл в Данциг, подписал pacta conventia и был коронован 28.12.1587 г. (Максимилиан не смирился с тем, что не стал польским королем, начал военные действия (первая война - ноябрь 1587 г., вторая - январь 1588 г., после второй войны попал в плен, но при посредничестве Сикста V, приславшего кардинала Альдобрандини, был заключен мир в Бейтене, по которому Максимилиан получал свободу и отказывался от притязаний на польскую корону (март 1589 г.).

Вступление Сигизмунда III на польский престол помогло задуманному сближению Польши со Швецией (начатом еще во время русско-польско-шведской войны). «Кальмарские статуты», выработанные Эрихом Спарре, определяли будущие отношения обоих государств. Соединенные личной унией Швеция и Польша заключили оборонительный и наступательный союз. Для ограждения самостоятельности Швеции шведский сейм получил право утверждать решения короля, принятые в Польше, и решать вопросы о войне и мире. Управление государством в отсутствие короля возлагалось на совет, состоящий из 7 человек - дворян, учрежденным сеймом в Водстене. Таким образом, устанавливались наследственное престолонаследие в Швеции. Польша наделялась на приобретении шведских земель в Лифляндии, в Эстляндии, что было обещано Сигизмундом, но вместо польско-шведского союза возникла польско-шведская династическая война. Смерть Юхана III (19.11.1592 г.) осуществила союз, так как Сигизмунд унаследовал от отца шведскую корону. Но в Швеции против него возникла оппозиция в лице его брата Карла IX Зюдерманландского (см. Скандинаию). Хотя Сигизмунд был коронован 15.02.1594 г. в Упсале, но в июле 1594 г. вернулся в Польшу.

Реформация в Польше. Подготовлена идеями Яна Остророга (вторая половина XV в.) в «Мемориале об устройстве Речи Посполитой», где высказывались мысли о подчинении католической церкви королевской власти; против десятины, и предлагалось распространить на духовенство повинности и налоги. Аналогичные мысли высказывал и секретарь люблинского старосты Бернат из Люблина.

Реформация в Р.П. была подготовлена и идеями гуманистов, центрами гуманизма были королевский двор и дворы магнатов.

В XVI в. стала к реформационным идеям прислушиваться и среднепоместная шляхта, имело место и гуситское влияние, но реформационные идеи до шляхты не дошли. Так как во многом реформация воспринималась как немецкая идея. В 20-40-х гг. XVI в. реформационное движение носило плебейско-мещанский характер. Роль национально-патриотических мотивов в распространении реформации была здесь существенно ниже, чем в Германии.

В ряде районов Польши идеи реформации распространились в 20-40-х гг. XVI в., а к середине XVI в. получили официальное признание в Королевской Пруссии, Силезии и т.д. Рассадником реформации были богатые города с широким самоуправлением. Реформация здесь не встречала серьезных препятствий со стороны госуд.власти, религиозное учение было лютеранством канонического типа. Это был типичный пример бюргерской реформации, осуществляемой в борьбе с католическим патрициатом. Так, например, было в Гданьске в 1525-1526 гг. Распространение преимущественно лютеранства создало ряд трудностей для дальнейшего расширения реформации, так как польское население относилось к лютеранству как к «немецкой вере», которую охотно воспринимали иноязычные социальные слои (немецкий патрициат Кракова, например). Социальные низы продолжали упорно держаться католицизма. Среди крестьян реформационные учения не получили большого распространения, их переход в другую веру был обычно результатом смены религии их господ.

Большую роль в распространении реформации сыграл переход в новую веру части дворянства польского, а также дворянства Великого княжества Литовского. Магнаты и шляхта усмотрели в реформации «способ потрясти церковь» и требовали приостановки судебной юрисдикции церкви над светскими феодалами. В 50-х гг. XVI в. дворянство Польши и княжества Литовского отдало предпочтение кальвинизму. Это объяснялось не преимуществом кальвинистской догматики, а, прежде всего, его особой политической позицией. В отличие от лютеранства с его проповедью безусловного послушания светской власти кальвинизм давал гораздо лучшее обоснование самостоятельной позиции сословных дворянских организаций по отношению к королевской (княжеской) власти. Переход значительной части дворянства в лагерь реформации в условиях сохранения в Польше сословной монархии с сильно ограниченной государственной властью предопределил установления режима веротерпимости. Но проповедь незнатных выходцев из духовенства и горожан вызвало к жизни протестантское движение.

Пётрковский сейм 1555 г. узаконил свободное существование реформированной церкви, решение религиозных вопросов сейм отложил до созыва национального собора. Католическая церковь сорвала созыв собора. Сторонники реформации во главе с великим коронным гетманом Яном Тарновским решили добиваться на предстоящем сейме создания национальной церкви с богослужением на польском языке и отмены целибата, но и это было провалено. Папа Павел IV направил в Польшу своего нунция Липпомана, чтобы польское духовенство оказало сопротивление реформационному движению. Король Сигизмунд II Август отклонил на Варшавском сейме 1556 г. программу национальной церкви и издал эдикт, запрещавший реформировать те церкви, в которых до Варшавского сейма совершалось католическое богослужение. На Пётрковском сейме 1562-1563 гг. шляхта поставила вопрос о нарушении церковью гос. законов, требовала полного изъятия из компетенции церковного суда дел о светских лицах (добились), чтобы церковь участвовала в расходах на армию, было принято решение о редукции коронных имений. Но после появления ариан в 1562 г., польские феодалы вернулись в лоно католической церкви.

Особенно было сильно в 60-х гг. XVI в. движение антитринитариев , для которых характерно критическое отношение к церковной традиции, стремление основать свои выводы на анализе, + критика филологического текста священного писания. В главном произведении антитринитариев «De falsa et vera unius Dei cognitione» (Альба-Юнга, 1567 г.) отвергалось существование Бога-сына как предвечного Логоса, утверждался взгляд на Христа как на человеческую личность, огромное моральное усилие которой искупало проклятие, лежавшее на роде человеческом. За это человек был возвышен Богом-отцом, наделившим его всеми свойствами своей божественной натуры. Догматически этот взгляд был близок к учению Ария (IV в.), поэтому их еще называли арианами. (Ариане появились в 1562 г. после раскола на синоде в лагере кальвинистов. В арианских общинах принимали участие городская беднота, крестьяне. Ариане в идейном отношении были родственным новгородской ереси «жидовствующих». Идеологи - Петр из Гонёндза и Гжегож Павел из Бжезина. Гжегож в трактате «Об истинной смерти» порицал обрядность, пропагандировал саботаж распоряжений властей, отказ идти в войско. Воспринимали идеи анабаптизма. Себя ариане называли «польские братья». Требовали независимости Польши от папского Рима и защищали свободу совести. Ариане раскололись, часть наиболее радикальных основала новый город Раков, где была их колония, просуществовала до 1638 г.). В развитии идеологии польских антитринитариев большую роль сыграл мыслитель Фауст Социн .

На рубеже XVI-XVII вв. для членов общины была допущена возможность обращаться в суд, занимать должности, иметь подданных. Новая религиозная доктрина, подчеркивая вслед за ранними антитринитариями человеческую природу Христа, изменила традиционный взгляд на самую человеческую природу, отвергая учения о первородном грехе и трактовку распятия как жертвы, искупившей грехи человечества. Каждый, кто станет жить по заповедям Христа, достигнет духовного совершенства и вечной жизни в небесном царстве. Социн и его последователи отвергали магическое значение всех обрядов, рассматривали их как внешние, а потому и несущественные знаки духовного преобразования человека, и сводя тем самым христианское учение к, своего рода, моральной доктрине. Деятельность последователей Социна имела в первой половине XVII в. общеевропейское значение, но не оказала никакого влияния на Р.П., где антитринитаризм остался вероисповеданием небольшой прослойки мещанства и группы дворян. В 1638 г. декретом сейма была закрыта их академия в Ракове, в 1647 г. арианские школы и типографии, в 1658 г. антитринитаризм был изгнан из Р.П.

С начала 60-х XVI в. начинается контрреформация. Главным орудием стали иезуиты, в Польше они появились в середине 60-х гг. XVI в. (1564 г.). Первые успехи контрреформация одержала на Пётрковском синоде 1577 г., где были приняты постановления Тридентского собора и был осужден акт Варшавской конфедерации 1573 г., предоставлявший шляхте свободу вероисповедания.

В 1594 г. была восстановлена уния с Римом (Брестская уния), по которой подданные польского короля греческого исповедания признали главенство папы, взамен сохранили все свои религиозные обряды. Но против выступали казаки и православное духовенство. К 1599 г. был восстановлен католицизм.

В Польше крестьяне с конца XV в. начали протестовать против роста повинностей, особенно увеличения барщины и закрепощения, совершая массовые побеги. Города не подчинялись сеймовым постановлениям, стремились уничтожить особые привилегии шляхты в городском суде, управлении, пользовании городскими землями. Горожане выступали и против патрициата. Превращение Польши в многонациональное государство сопровождалось экспансией польско-литовских феодалов в белорусские и украинские земли. Недовольство народных масс вызывала и политика насильственного «ополячивания», введения католичества и униатства. Выступление народных масс против этого было в Корсуни и Брацлаве в 1604-1605 гг., на Западной Украине в 1607 г., в Могилеве в 1606-1610 гг. В конце XVI в. силой в борьбе с Р.П. стало казачество. Лишь часть его, официально принятая на королевскую службу, получала жалованье и, включенная в реестр, считалась вольными людьми. Остальные - беглые крестьяне. Сечь всегда мешала Польше. Самое крупное казацкое восстание было в 1591-1596 гг., оно охватило Киевщину, Брацлавщину, Волынь, Подолию, Южную Беларусию и шло под руководством гетмана Коссинского, а потом и Северина Наливайко. Казаков поддержали крестьяне и городские низы. В 1630 г. казаки вновь восстали (Тарас Федорович), в 1635 г. (Сулима). Эти движения носили национально-освободительный характер.

На западе – с Германией. На севере Польша имеет выход в Балтийское море.

Численность населения – около 38, 6 миллионов человек. Наиболее густо заселена южная часть страны, меньше всего жителей – в северо-западной и северо-восточной частях. Кроме поляков, которые составляют этническое большинство, в Польше проживают кашубы, немцы (1,3%), украинцы (0,6%), белорусы (0,5%), словаки, чехи, литовцы, цыгане, евреи.

Государственным языком является польский.

В настоящее время Польша является республикой. Государство возглавляет президент.

Столица - Варшава.

Краткий очерк истории

Вероятно, славяне были первыми народами, которые расселились на территории, занимаемой сейчас поляками. Об этом свидетельствуют данные археологических культур, найденных в этих землях. Археологические данные свидетельствуют и о том, что славяне до VIII века практически не имели социально-культурных контактов с другими народами. Этим объясняется то, что первые достоверные сведения о западных славянах, в частности о предках поляков, относятся к VIII веку. В это время на их территорию начинают проникать варяги, для защиты от которых славяне создают небольшие государственные объединения. Западнославянские племена, образовавшие впоследствии польскую народность (поляне, висляне, любушане, слензане (силезцы), ополяне, дзядошане, лендзицы, мазовшане и другие ), занимали территорию от Нижней Эльбы и Одера на западе до среднего течения Нарвы, Западного Буга, Вепша и Сана (правые притоки Вислы) на востоке. На юге территории польских племен простирались до истоков Одера, Дунайца, Вислока и Вислы, а на севере – до Балтийского моря. В целом эта территория соответствует и современным границам Польши. Одному из наиболее активных племен – полянам, селившимся по течению рек Варты и нижнего Одера и создавшим своё государство, – обязаны поляки своим этническим наименованием.

Впервые имя полян появляется в конце Х – начале XI века в одном из латинских житий, где польский князь Болеслав Храбрый (992 – 1025) именуется dux Palanorum, то есть «вождь полян». Древние хроники сообщают, что около 840 года легендарным королем Пястом было образовано первое польское государство, однако это единственное свидетельство не подтверждается больше никакими документами. Первым исторически достоверным правителем Польши был отец Болеслава Храброго - Мешко I из династии Пястов (960–992) , который в 966 году заключил династический брак с чешской принцессой Дубравкой и принял христианство. Принимает христианство по римско-католическому образцу и польская знать, а затем, на протяжении какого-то времени, и весь польский народ. С начала XI века, как и многие средневековые правители, Мешко I, а затем и Болеслав Храбрый ведут политику экспансии, стараясь расширить пределы государства во всех направлениях. Польша пытается распространить свою власть и в Богемии, и в Германии, но главным направлением приращения территорий становится северо-восток и восток. К Великой Польше в 988 присоединяются Силезия и Поморье, в 990 – Моравия, в первой четверти XI века власть Польши устанавливается на территории от Одры и Нысы до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. В 1025 году Болеслав принял титул короля, но после его смерти усилившаяся феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и Поморья.

С 30-х годов XII века начинается ослабление польского государства, которое вступает в период феодальной раздробленности, а во второй половине XII века Польша распалась, ряд западных и северо-западных областей отошли под власть немецкого государства.

В середине XIII века восточные территории Польши опустошают татаро-монголы, северные территории страдают от набегов литовцев и пруссов. Чтобы защитить страну, князь Мазовии Конрад в 1226 году пригласил в страну тевтонских рыцарей, которые очень быстро заняли привилегированное положение в государстве, завоевали территорию Восточной Пруссии. В городской среде получил значительное распространение немецкий язык, а на западе (у средней Одры) и юго-западе (в Силезии) происходит процесс полного онемечивания польского населения. В начале XIV века новое государство, созданное немецкими колонистами, отрезало Польше выход к Балтийскому морю.

Воссоединение большей части Польши под властью одного короля происходит в начале XIV века. В 1320 году на престол был коронован Владислав Локотек из Куявии , и с этого времени начинается национальное возрождение, которое достигает наибольших успехов во время правления его сына, Казимира III Великого (1333-1370). Одним из наиболее значительных шагов в развитии польской культуры было создание в 1364 году Краковского университета – одного из старейших университетов в Европе. Это активизировало польскую научную мысль, способствовало развитию точных, естественных и гуманитарных наук.

После смерти Людовика I Великого (Людовика Венгерского, 1370-1382) королевой становится его младшая дочь Ядвига , которая вышла замуж за великого князя Литовского Ягелло (Йогайла, или Ягайло) . Ягелло принял христианство под именем Владислава (Владислав II, 1386-1434) и обратил в него литовский народ, основав династию Ягеллонов, одну из могущественнейших в Европе. Территории Польши и Литвы объединяются в сильный государственный союз, и после поражения крестоносцев тевтонского ордена в битве при Грюнвальде (1410) (1) этот союз очень быстро набирает силу. Во второй половине XV века Польше возвращены Поморье и Гданьск.

Грюнвальдская битва. Гравюра XVI века
Золотым веком польской культуры и государственности становится XVI век. Польша, продолжая политику экспансии и постепенно продвигаясь на северо-восток и восток, становится одним из крупнейших государств в Европе. Польша захватывает балтийское Поморье, Ливонию, Вармию, обширные области и , Литвы.

Королевская власть в Польше никогда не была сильной. Уже в XI веке здесь сформировался мощный пласт местной знати, которая выбирала короля, - традиция, просуществовавшая вплоть до XVIII века. Правитель во многом зависел от своего окружения и, по сути, мог стать марионеткой в его руках. В 1505 году король Александр принимает конституцию, согласно которой парламент, состоящий из двух палат: сейма и сената (2), получает с монархом равные права в решении вопросов, касающихся дворянства. В 1569 году принимается Люблинская уния, по которой Литва и Польша объединяются в единое государство – Речь Посполиту (3). В Речи Посполитой действует один парламент (сейм) и одни законы, аристократией избирается один король. Власть мелкопоместного дворянства укрепляется, а власть королевская, напротив, еще более ослабевает. Генрих Валуа (1573-1574, позже ставший Генрихом III Французским), избранный королем Речи Посполитой после смерти Сигизмунда II , в своих решениях должен был полностью подчиняться сейму. Без рекомендации парламента он не мог жениться, объявлять войну, увеличивать налоги, избирать наследника престола; кроме того, он обязан был исполнять все артикулы парламента. Во время его правления Речь Посполита из государства с ограниченной монархией стала аристократической парламентской республикой.

Если при Сигизмунде II, Генрихе Валуа и Стефане Батории в Речи Посполитой господствовала религиозная терпимость, а Польша на каком-то этапе становится одним из центров Реформации, то при Сигизмунде III Вазе (1587-1632), ревностном стороннике католицизма, положение меняется. В 1596 году для распространения католицизма среди православного населения по Брестской унии была учреждена униатская церковь, которая, признавая главенство папы римского, продолжала использовать православную обрядность.

Величие Речи Посполитой сменяется ослаблением государства, которое ослабили войны с и Турцией, восстание против Польши украинских казаков, военные действия шведов, которые во второй половине XVII века оккупировали большую часть Польши, включая Варшаву. В результате неудачных войн с Польша по Андрусовскому перемирию (1667) потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. На развал оказывает влияние и положение в сейме. С 1652 года в нем действует положение (liberum veto), по которому любой депутат мог блокировать не нравящееся ему решение, требовать роспуска сейма и выдвигать любые требования, которые должны были рассматриваться уже новым составом правительства. Такой политикой пользуются и соседние державы, которые неоднократно срывают проведение неугодных для них решений сейма. В XVII – XVIII веках Польша заключает ряд мирных договоров с , преследуя цели выхода к балтийскому побережью, выступает на стороне русских в Северной войне против Швеции. В 1764 году российская императрица Екатерина II добивается избрания королем Польши своего фаворита Станислава Августа Понятовского (1764-1795), который оказался последним королем Польши. Контроль над Польшей стал очевиден.

В 1772 году Пруссия, и Австрия осуществили первый раздел Польши , который был ратифицирован сеймом в 1773 году. Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь); Пруссии – Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; отошли восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра. В Польше установлена новая конституция, которая сохранила выборную монархию, и создан Государственный совет из 36 выборных членов сейма. Раздел страны пробудил общественное движение за реформы и национальное возрождение. В 1791 году Четырехлетний сейм, возглавляемый Станиславом Малаховским, Игнацы Потоцким и Гуго Коллонтаем, принял новую конституцию, согласно которой в Польше устанавливалась наследственная монархия, отменялся принцип liberum veto, города получали административную и судебную автономию, были приняты меры, подготавливающие отмену крепостного права и организацию регулярной армии. Против этой конституции выступили магнаты, которые образовали Тарговицкую конфедерацию, по призыву которой в Польшу вошли войска и Пруссии.

В начале 1793 года Пруссия и осуществили второй раздел Польши , по которому к Пруссии отошли Гданьск, Торунь, Великая Польша и Мазовия, а к России – большая часть Литвы и , почти вся Волынь и Подолье. Реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. В 1794 году Тадеуш Костюшко возглавил народное восстание, которое закончилось поражением. Третий раздел Польши , в котором участвовала Австрия, был произведен в октябре 1795 года. Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы.

Надежда на возрождение государства появилась у поляков после создания Наполеоном I на территории, захваченных Пруссией во время второго и третьего раздела Польши Великого княжества Варшавского (1807 – 1815). Княжество находилось в политической зависимости от Франции. После поражения Наполеона Венский конгресс (1815) утвердил разделы Польши. При этом Краков был объявлен вольным городом-республикой под покровительством трех разделивших Польшу держав (1815–1848); западная часть Великого княжества Варшавского была передана Пруссии и стала называться Великим княжеством Познанским (1815–1846); другая его часть была объявлена монархией (так называемое Царство Польское) и присоединена к . Восстания 1830, 1846, 1848, 1863 годов были неудачными. Император Николай I отменил польскую конституцию, а поляки - участники восстаний подверглись репрессиям.

К восстановлению Польши как самостоятельного государства с выходом к Балтийскому морю привела Первая мировая война. Австро-Венгрия распалась, а в и Германии произошли внутренние политические изменения, не позволявшие теперь контролировать Польшу. 26 января 1919 состоялись выборы в сейм, новый состав которого утвердил Юзефа Пилсудского главой государства. К марту 1923 года в результате ожесточенных споров с Чехией, а также военных действий, направленных против Литвы и , окончательно были установлены новые границы Польши. Во вновь созданном государстве была принята конституция, утверждавшая республиканский строй, учрежден двухпалатный парламент (сейм и сенат), провозглашено равенство граждан перед законом. Тем не менее такое государственное образование оказалось неустойчивым. 12 мая 1926 года Юзеф Пилсудский осуществил военный переворот и установил в стране «санационный» реакционный режим, который позволял ему полностью контролировать страну. Этот режим держался в Польше до начала Второй мировой войны.

Еще до её начала судьба Польши была предрешена: на её территорию претендовали Германия и СССР, которые 23 августа 1939 года заключили пакт о ненападении, предусматривающий раздел между ними Польши; еще раньше в Москве проходили франко-англо-советские переговоры, в ходе которых Советский Союз потребовал себе право на оккупацию восточной части страны. 1 сентября 1939 года с запада на Польшу напала Германия, а 17 сентября с востока – СССР. Очень скоро страна была полностью оккупирована. Польское правительство с остатками вооруженных сил бежали в Румынию. Правительство в изгнании возглавил генерал Владислав Сикорский.

Во время Второй мировой войны на территории Польши было расположено, пожалуй, наибольшее количество концентрационных лагерей, в которых находились не только военнопленные, но и польские евреи. На оккупированной территории сильное военное сопротивление германским войскам оказывала Армия Крайова.

На Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Черчилль (Великобритания) и Рузвельт (США) дали официальное согласие на включение восточной части Польши в состав СССР. В августе 1945 года на Потсдамской конференции было принято решение о передаче Польше южной части Восточной Пруссии и территории Германии восточнее рек Одер и Нейсе.

Поскольку фактически территория Польши находилась под контролем СССР, в стране очень быстро была установлена власть коммунистической партии. В 1947 году сейм избирает президентом Польши коммуниста Болеслава Берута. Начинается процесс сталинизации государства, который связывается с репрессиями, направленными против неугодных политических и религиозных деятелей. В соответствии с новой польской конституцией, принятой 22 июля 1952 года, был упразднен пост президента. Государство стал возглавлять премьер-министр. Первоначально этот пост занимал всё тот же Б. Берут, а с 1954 года – Юзеф Циранкевич.

События, последовавшие в СССР после разоблачения на ХХ съезде КПСС Н.С.Хрущевым культа личности И.В.Сталина, оказали воздействие и на политическую и экономическую жизнь Польши. Политическим лидером становится Владислав Гомулка, который добивается определенной независимости от СССР. Однако вскоре его реформы были отменены.

К середине 1970-х годов начинается экономический кризис, который сопровождается массовыми народными волнениями. Рабочие создают забастовочные комитеты, которые выдвигают не только экономические, но и политические требования, выходят из старых государственных профсоюзов и вступают в созданную забастовщиками независимую федерацию профсоюзов «Солидарность», которую возглавил Лех Валенса . Забастовки и волнения рабочих продолжаются вплоть до 1981 года, когда в ответ на требование «Со-лидарности» провести референдум по вопросам о руководящей роли коммунистической партии и отношений между Польшей и Советским Союзом глава государства Войцех Ярузельский вводит в стране военное положение (13 декабря 1981 года). Лидеры «Солидарности» арестованы, а начавшиеся забастовки подавлены. Экономический спад продолжается до 1983 года, а затем промышленное и сельскохозяйственное производство в стране начинает восстанавливаться.

Новый подъем политической активности народа приходится на конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века. Объединение профсоюзов «Солидарность» легализуется. В декабре 1989 года в Польше восстанавливается институт президентской власти. В результате выборов президентом Польши становится Лех Валенса.

Конец ХХ – начало XXI веков для Польши, как и для остальных славянских государств, становится очень непростым периодом как в политическом, так и в экономическом отношении. Процесс декоммунизации сопровождается сменой политических приоритетов, освобождением от влияния России, укреплением экономических связей со странами Восточной и Западной Европы, ориентацией на политику США и стран НАТО.

Краткий очерк культуры

На территории Польши археологи находят керамические сосуды с «ленточным» и «шнуровым» орнаментом, относящиеся к эпохе неолита; укрепленные поселения (Бискупин, около 550-400 годов до нашей эры); глиняные и бронзовые сосуды, принадлежащие лужицкой культуре, остатки славянских поселений с деревянно-земляными укреплениями (Гданьск, Гнезно, Вроцлав и др.). Однако о начале становления собственно польской культуры можно говорить со времени возникновения польского государства, которое приходится, видимо, на вторую половину IX – начало X века. Активизация внешних контактов приводит к осознанию правителями необходимости смены язычества на одну из влиятельных в то время религий. Христианизация страны не смогла полностью уничтожить прежних верований поляков, но все-таки оказала значительно большее влияние на их культуру, чем на культуру восточных славян.

В Польше распространяется римско-латинская культурная традиция, но через чешские земли сюда проникают и культы святых Кирилла и Мефодия, а также их преемника Горазда. Первым национальным культом становится культ святого Войцеха – чешского священника, сторонника сосуществования у славян латинской и церковнославянской литургий, около 997 года убитого пруссами-язычниками.

Вместе с принятием христианства (966 год) в Польше начинается строительство каменных культовых сооружений (наиболее раннее из них – капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове – вторая половина X века), в которых очень четко прослеживается господствовавший в то время в Западной Европе романский стиль. Построенные в X – XIII веках костёлы отличаются суровой величественностью. Они представляют собой традиционную для римской традиции трёхнефную базилику с монументальными башнями и перспективными порталами, покрытыми резным орнаментом (костел св. Анджея в Кракове, костел в Туме, костел Марии Магдалины во Вроцлаве). Капители междунефных столбов интерьера в сооружениях романского стиля украшаются богатой резьбой. Строители обычно используют плетёнку, растительные узоры, изображения святых, фантастических животных и птиц. В Польше сохранились немногочисленные романские крипты (4) (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, около 1100 года), которые не укоренились в древней польской архитектуре. В отличие от восточно-славянской архитектуры в украшении польских христианских соборов X – XIII веков изредка можно увидеть скульптуры, которым присуща мягкая обобщенность форм (портал костёла Девы Марии во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, вторая половина XII века). Шедевром романской скульптуры являются бронзовые двери костёла Девы Марии в Гнезно. Отлитые из бронзы в 1175 году, они украшены многочисленными барельефами – сценами из жизни святого Войцеха.

В XIV – XV веках на смену романскому стилю приходит устремленная в небо готика. В постройках этого времени своеобразно преломляются архитектурные формы, встречающиеся в Германии, Чехии, Нидерландах. На юге Польши под влиянием чешского искусства сооружаются трёхнефные базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове, соборы во Вроцлаве и Познани); на севере под влиянием нидерландской школы возводятся зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся строгой сдержанностью облика; на востоке Польши прослеживается влияние древнерусского искусства (росписи капеллы замка в Люблине, 1418 год). Монументальные башни западных фасадов обычно расчленены на ярусы и завершены шатрами. Однако многочисленные перестройки сооружений привели к тому, что архитектура некоторых соборов объединяет разные стили. Так северную башню костела Девы Марии в Кракове венчает высокий готический шпиль, вырастающий из позолоченной короны, южную – низкий ренессансный шлем. Готическая архитектура Польши не ограничивается культовыми сооружениями. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а благодаря развитию городов процветала и светская архитектура (городские укрепления в Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет в Кракове, ратуша в Торуни).

Новое развитие получает и народный промысел. Монахи-францисканцы принесли из Италии обычай сооружать в канун Рождества из бумаги, картона и дерева шопки – макеты Вифлеемского хлева, где родился Христос. На фоне скалы помещают ясли с фигуркой новорожденного, рядом располагают фигуры Божьей Матери, св. Иосифа, пастухов и трех царей, пришедших поклониться Иисусу. Традиционный сюжет каждый мастер старался воплотить по-своему, позднее в него стали включаться и другие персонажи, получили также распространение и шопки со светским сюжетом. Новый вид искусства стал в Польше очень популярным и дожил до наших дней.


Время правления Сигизмунда I (1506-1548 годы) и Сигизмунда II (1548-1572 годы) называют «Золотым веком Польши». Страна в это время достигает наибольшего могущества, а Краков становится одним из самых крупных европейских центров гуманитарных наук, архитектуры и искусства Возрождения. Сильное итальянское влияние, преломляясь, получает в Польше новую жизнь, развивается здесь по-новому. Главным центром формирования новой ренессансной культуры становятся королевский двор и дома местной знати; новые гуманистические идеи частично проникают и в культуру средней шляхты, мелкая шляхта и крестьянство остается носителем старых культурных традиций. В искусстве всё более четко прослеживаются идеи гуманизма с сильным реалистическим началом. Латынь последовательно, но достаточно медленно заменяется польским языком, в результате чего начинает развиваться польский литературный язык. Делается множество научных открытий. В частности, в 1543 году Николай Коперник издает трактат «Об обращении небесных сфер», в котором были заложены основы гелиоцентрической теории, оказавшей существенное влияние на развитие некоторых естественных и гуманитарных наук. Ян Длугош пишет «Историю Польши». В двенадцати книгах на латинском языке автор на основе древних преданий, а также материалов государственных и церковных архивов, польских, чешских и венгерских хроник, русских и литовских летописей рассказывает об истории поляков до 1480 года. Особенностью этого научного трактата является тщательнейший анализ письменных источников и утверждение в польском обществе чувства гордости своим историческим прошлым. Историческая наука развивается и в трудах Мацея из Мехова («О двух Сарматиях», 1517), Мартина Кромера («О происхождении и деяниях поляков», 1555), Мацея Стрыйковского («Хроники», 1582), С. Иловского («О возможностях исторической науки», 1557). Эти работы заставляют современников по-новому взглянуть на историю славянства и на историческую науку вообще.

В XV-XVI веке в Польше значительное развитие получает и философия. Проблемы логики разрабатывают польские гуманисты Гжегож из Санока, Я. Гурский, А. Бурский .

В начале XVII века в архитектуру входит стиль барокко (костёл св. Петра и Павла и Кракове, 1605 – 1619; костёл иезуитов в Познани, костёл бернардинцев в Кракове – XVIII век). Традиционно для этого стиля сооружения богато украшены лепкой, деревянной скульптурой изящной формы, пышно украшаются резьбой алтари. С конца XVII – начала XVIII века в дворцово-парковой архитектуре сказывается воздействие французского зодчества с сочетанием барочных и классицистических черт (Лазенки в Варшаве). В XIX веке в городах и сёлах жилые и хозяйственные постройки возводятся в стиле классицизма, парадность и размах хорошо видны в оформлении варшавских площадей. В начале ХХ века в моду входит стиль «модерн». Он проявляется не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре.

После образования буржуазного польского государства (1918) развитие искусства протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством.

Поляки внесли большой вклад в развитие мирового искусства, естественных и гуманитарных наук. Многие из них получили всемирную известность: в музыке это Фредерик Шопен, Игнацы Падеревский, Кароль Шимановский, Ванда Ландовска, Артур Рубинштейн и современные композиторы Кшиштоф Пендерецкий и Витольд Лютославский; в литературе – Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Джозеф Конрад (Юзеф Теодор Конрад Коженёвский), Болеслав Прус, Станислав Выспянський, Ян Каспрович, Станислав Лем и лауреаты Нобелевской премии Веслава Шимборска, Чеслав Милош, Владислав Реймонт, Генрик Сенкевич; в науке – астроном Николай Коперник, логик Ян Лукасевич, Альфред Кожыбский (основатель общей семантики), экономисты Оскар Ланге и Михаил Калецкий, а также лауреат Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри. Польскими политическими деятелями, которые оказали влияние на ход европейской истории, были Болеслав I, Казимир Великий, Владислав Ягеллон, Ян Собеский, Адам Чарторыйский, Юзеф Пилсудский и Лех Валенса.

Примечания:
1. Грюнвальдская битва - 15 июля 1410, окружение и разгром войск немецкого Тевтонского ордена польско-литовско-русским войском под командованием польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) около селений Грюнвальде и Танненберг. Грюнвальдская битва положила предел продвижению Тевтонского ордена на Восток.
2. В сейме было представлено мелкопоместное дворянство, в сенате – высшее духовенство и аристократия.
3. Польское Rzecz Pospolita – «калька» латинского выражения Res Publica, что буквально означает «общее дело». Со временем два слова слились в одно – Rzeczpospolita со значением «республика». Это обозначение сохраняется и в современном названии государства – Rzeczpospolita Polska.
4. Крипта – (от греч. kryptē - крытый подземный ход, тайник). В средневековой западноевропейской архитектуре - часовня под храмом (обычно под алтарной частью), использовавшаяся как место для почётных погребений.

Литература

Dobrowolski Т. Nowoczesne malarstwo polskie, t. 1-3, Wr. - Kr., 1957-64.
Walicki M. Malarstwo polskie. Gotyk. Renesans. Wczesny manieryzm, Warsz., 1961.
Захватович Я. Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967.
Илинич Ю.В. Польша. Экономико-географическая характеристика. М., 1966
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Браги-ной Л.М.). М., 1999.
История южных и западных славян, тт. 1–2. М., 1998
Кравчик Р. Распад и возрождение польской экономики. М., 1991
Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М., 1993
Мельников Г.П. Культура Польши X – начла XVII в. / История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С.362 – 402.
Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Районы России и других европейских стран в переходный период. М., 1994
Очерки истории культуры славян. М., 1996
Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов. М., 1997
Польская Народная Республика. М., 1984
Польша. Вопросы и ответы. Справочник. М., 1991
Республика Польша – опыт «шоковой терапии». М., 1990
Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...