Где родился шостакович. Краткая биография шостаковича. Фортепианное творчество Шостаковича

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Стравинского, Берга, Прокофьева, Хиндемита, позднее (в середине … Читать всё

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Стравинского, Берга, Прокофьева, Хиндемита, позднее (в середине 1930-х годов) - Малера. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Весной 1926 года оркестр Ленинградской филармонии под управлением Николая Малько впервые сыграл Первую симфонию Дмитрия Шостаковича. В письме к киевской пианистке Л. Изаровой Н. Малько писал: «Только что вернулся с концерта. Дирижировал в первый раз симфонией молодого ленинградца Мити Шостаковича. У меня такое ощущение, будто я открыл новую страницу в истории русской музыки».

Прием симфонии публикой, оркестром, прессой нельзя назвать просто успехом, это был триумф. Таким же стало шествие ее по самым прославленным симфоническим эстрадам мира. Над партитурой симфонии склонились Отто Клемперер, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герман Абендрот, Леопольд Стоковский. Им, дирижерам-мыслителям, казалось неправдоподобным соотношение уровня мастерства и возраста автора. Поражала полная свобода, с которой девятнадцатилетний композитор распоряжался всеми ресурсами оркестра для воплощения своих идей, и сами идеи поражали весенней свежестью.

Симфония Шостаковича была по-настоящему первой симфонией из нового мира, над которым пронеслась октябрьская гроза. Поразительным был контраст между музыкой, полной жизнерадостности, буйного расцвета молодых сил, тонкой, застенчивой лирики и мрачным экспрессионистским искусством многих зарубежных современников Шостаковича.

Минуя обычный юношеский этап, Шостакович уверенно шагнул в зрелость. Эту уверенность дала ему великолепная школа. Уроженец Ленинграда, он получил образование в стенах Ленинградской консерватории в классах пианиста Л. Николаева и композитора М. Штейнберга. Леонид Владимирович Николаев, вырастивший одну из самых плодоносных ветвей советской пианистической школы, как композитор был учеником Танеева, в свою очередь бывшего учеником Чайковского. Максимилиан Осеевич Штейнберг - ученик Римского-Корсакова и последователь его педагогических принципов и методов. От своих учителей Николаев и Штейнберг унаследовали совершенную ненависть к дилетантизму. В их классах царил дух глубокого уважения к труду, к тому, что Равель любил обозначать словом metier - ремесло. Потому-то так высока была культура мастерства уже в первом крупном произведении композитора-юноши.

С тех пор прошло много лет. К Первой симфонии прибавилось еще четырнадцать. Возникло пятнадцать квартетов, два трио, две оперы, три балета, два фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, романсные циклы, сборники фортепианных прелюдий и фуг, кантаты, оратории, музыка к множеству фильмов и драматических спектаклей.

Ранний период творчества Шостаковича совпадает с концом двадцатых годов, временем бурных дискуссий по кардинальным вопросам советской художественной культуры, когда выкристаллизовывались основы метода и стиля советского искусства - социалистического реализма. Как и многие представители молодого, и не только молодого поколения советской художественной интеллигенции, Шостакович отдает дань увлечению экспериментальными работами режиссера В. Э. Мейерхольда, операми Альбана Берга («Воццек»), Эрнста Кшенека («Прыжок через тень», «Джонни»), балетными постановками Федора Лопухова.

Сочетание острой гротесковости с глубоким трагизмом, типичное для многих явлений пришедшего из-за рубежа экспрессионистского искусства, тоже привлекает внимание молодого композитора. Вместе с тем в нем всегда живет преклонение перед Бахом, Бетховеном, Чайковским, Глинкой, Берлиозом. Одно время его волнует грандиозная симфоническая эпопея Малера: глубина заключенных в ней этических проблем: художник и общество, художник и современность. Но ни один из композиторов ушедших эпох не потрясает его так, как Мусоргский.

В самом начале творческого пути Шостаковича, в пору исканий, увлечений, споров, рождается его опера «Нос» (1928) - одно из наиболее дискуссионных произведений его творческой юности. В этой опере на гоголевский сюжет, сквозь ощутимые влияния мейерхольдовского «Ревизора», музыкальной эксцентрики, проглядывали яркие черты, роднящие «Нос» с оперой Мусоргского «Женитьба». В творческой эволюции Шостаковича «Нос» сыграл значительную роль.

Начало 30-х годов отмечено в биографии композитора потоком произведений разных жанров. Здесь - балеты «Золотой век» и «Болт», музыка к постановке Мейерхольда пьесы Маяковского «Клоп», музыка к нескольким спектаклям ленинградского Театра рабочей молодежи (ТРАМ), наконец, первый приход Шостаковича в кинематографию, создание музыки к фильмам «Одна», «Златые горы», «Встречный»; музыка к эстрадно-цирковому представлению ленинградского Мюзик-холла «Условно убитый»; творческое общение со смежными искусствами: балетом, драматическим театром, кино; возникновение первого романсного цикла (на стихи японских поэтов) - свидетельство потребности композитора конкретизировать образный строй музыки.

Центральное место среди сочинений Шостаковича первой половины 30-х годов занимает опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Основу ее драматургии составляет произведение Н. Лескова, жанр которого автор обозначил словом «очерк», как бы подчеркивая этим подлинность, достоверность событий, портретность действующих лиц. Музыка «Леди Макбет» - трагедийное повествование о страшной эпохе произвола и бесправия, когда в человеке убивали все человеческое, его достоинство, мысли, стремления, чувства; когда облагались и правили поступками первобытные инстинкты и сама жизнь, закованная в кандалы, шла по нескончаемым трактам России. На одном из них Шостакович и увидел свою героиню - бывшую купчиху, каторжницу, полной ценой расплатившуюся за преступное свое счастье. Увидел - и взволнованно рассказал судьбе ее в своей опере.

Ненависть к старому миру, миру насилия, лжи и бесчеловечности проявляется во многих произведениях Шостаковича, в разных жанрах. Она - сильнейшая антитеза положительных образов, идей, определяющих художническое, общественное credo Шостаковича. Вера в неодолимую силу Человека, восхищение богатством душевного мира, сочувствие его страданиям, страстная жажда участвовать в борьбе за его светлые идеалы - вот важнейшие черты этого credo. Оно сказывается особенно полно в его узловых, этапных произведениях. Среди них - одно из важнейших, возникшая в 1936 году Пятая симфония, начавшая собой новый этап творческой биографии композитора, новую главу истории советской культуры. В этой симфонии, которую можно назвать «оптимистической трагедией», автор приходит к глубокой философской проблеме становления личности своего современника.

Судя по музыке Шостаковича, жанр симфонии всегда был для него трибуной, с которой должно произносить только самые важные, самые пламенные речи, направленные к достижению наиболее высоких этических целей. Симфоническая трибуна воздвигнута не для красноречия. Это плацдарм воинствующей философской мысли, борющейся за идеалы гуманизма, обличающей зло и низость, как бы еще раз утверждающей знаменитое гётевское положение:

Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Показательно, что ни одна из пятнадцати написанных Шостаковичем симфоний не уходит от современности. О Первой говорилось выше, Вторая - симфоническое посвящение Октябрю, Третья - «Первомайская». В них композитор обращается к поэзии А. Безыменского и С. Кирсанова, чтобы ярче раскрыть пламенеющую в них радость и торжественность революционных празднеств.

Но уже с Четвертой симфонии, написанной б 1936 году, в мир радостного постижения жизни, добра и приветливости входит какая-то чужая, злобная сила. Она принимает разные обличья. Где-то она грубо ступает по земле, покрытой весенней зеленью, циничной ухмылкой оскверняет чистоту и искренность, злобствует, грозит, предвещает гибель. Она внутренне близка мрачным темам, грозящим человеческому счастью со страниц партитур последних трех симфоний Чайковского.

И в Пятой и во II части Шестой симфонии Шостаковича она, эта грозная сила, дает о себе знать. Но только в Седьмой, Ленинградской симфонии она подымается во весь свой рост. Внезапно в мир философских раздумий, чистых мечтаний, спортивной бодрости, по-левитановски поэтичных пейзажей вторгается жестокая и страшная сила. Она пришла за тем, чтобы смести этот чистый мир и утвердить мрак, кровь, смерть. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышный шорох маленького барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механистичностью повторяясь одиннадцать раз и набирая силы, она обрастает хриплыми, рычащими, какими-то косматыми звучаниями. И вот во всей своей устрашающей наготе по земле ступает человекозверь.

В противовес «теме нашествия», в музыке зарождается и крепнет «тема мужества». Предельно насыщен горечью утрат монолог фагота, заставляющий вспомнить некрасовские строки: «То слезы бедных матерей, им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве». Но сколь бы скорбны ни были утраты, жизнь заявляет о себе поминутно. Эта идея пронизывает Скерцо - II часть. И отсюда, через размышления (III часть), ведет к победно звучащему финалу.

Свою легендарную Ленинградскую симфонию композитор писал в доме, поминутно сотрясаемом взрывами. В одном из своих выступлении Шостакович говорил: «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка».

Страстно ненавидя зло и насилие, композитор-гражданин обличает врага, того, кто сеет войны, ввергающие народы в пучины бедствий. Вот почему тема войны надолго приковывает к себе помыслы композитора. Она звучит в грандиозной по масштабам, по глубине трагедийных конфликтов Восьмой, сочиненной в 1943 году, в Десятой и Тринадцатой симфониях, в фортепианном трио, написанном в память И. И. Соллертинского. Эта тема проникает и в Восьмой квартет, в музыку к фильмам «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», В статье, посвященной первой годовщине Дня победы, Шостакович писал: «Победа обязывает не в меньшей степени, чем война, которая велась во имя победы. Разгром фашизма - только этап в неудержимом наступательном движении человека, в осуществлении прогрессивной миссии советского народа».

Девятая симфония, первое послевоенное произведение Шостаковича. Она была исполнена впервые осенью 1945 года, в какой-то мере эта симфония не оправдала ожиданий. В ней нет монументальной торжественности, которая могла бы воплотить в музыке образы победного завершения войны. Но в ней другое: непосредственная радость, шутка, смех, будто огромная тяжесть упала с плеч, и в первый раз за столько лет можно было без штор, без затемнений зажечь свет, и все окна домов засветились радостью. И только в предпоследней части возникает как бы суровое напоминание о пережитом. Но ненадолго воцаряется сумрак - музыка снова возвращается в мир света веселья.

Восемь лет отделяют Десятую симфонию от Девятой. Такого перерыва в симфонической летописи Шостаковича никогда еще не было. И снова перед нами произведение, полное трагедийных коллизий, глубоких мировоззренческих проблем, захватывающее своим пафосом повествования об эпохе великих потрясений, эпохе великих надежд человечества.

Особое место в списке симфоний Шостаковича занимают Одиннадцатая и Двенадцатая.

Прежде чем обратиться к Одиннадцатой симфонии, написаннной в 1957 году, необходимо вспомнить о Десяти поэмах для смешанного хора (1951) на слова революционных поэтов XIX - начала XX столетия. Стихи поэтов-революционеров: Л. Радина, А. Гмырева, А. Коца, В. Тана-Богораза вдохновили Шостаковича на создание музыки, каждый такт которой сочинен им, и вместе с тем родствен песням революционного подполья, студенческих сходок, звучавших и в казематах Бутырок, и в Шушенском, и в Люнжюмо, на Капри, песням, которые были и семейной традицией в доме родителей композитора. Его дед - Болеслав Болеславович Шостакович - за участие в Польском восстании 1863 года был сослан. Сын его, Дмитрий Болеславович, отец композитора, в студенческие годы и после окончания Петербургского университета близко связан с семьей Лукашевичей, один из членов которой вместе с Александром Ильичей Ульяновым готовил покушение на Александра III. 18 лет провел Лукашевич в Шлиссельбургской крепости.

Одно из самых сильных впечатлений всей жизни Шостаковича датировано 3 апреля 1917 года, днем приезда В. И. Ленина в Петроград. Вот как рассказывает об этом композитор. «Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И, хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти».

Тема революции вошла в плоть и кровь композитора еще в детские годы и мужала в нем вместе с ростом сознания, становясь одной из его основ. Эта тема откристаллизовалась в Одиннадцатой симфонии (1957), носящей наименование «1905 год». Каждая ее часть имеет свое название. По ним можно ясно представить себе идею и драматургию произведения: «Дворцовая площадь», «9 января», «Вечная память», «Набат». Симфония пронизана интонациями песен революционного подполья: «Слушай», «Арестант», «Вы жертвою пали», «Беснуйтесь, тираны», «Варшавянка». Они придают насыщенному музыкальному повествованию особенную взволнованность и достоверность исторического документа.

Посвященная памяти Владимира Ильича Ленина, Двенадцатая симфония (1961)- произведение эпической мощи - продолжает инструментальный сказ о революции. Как и в Одиннадцатой, программные наименования частей дают совершенно отчетливое представление о ее содержании: «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора», «Заря человечества».

Тринадцатая симфония Шостаковича (1962) по жанру близка оратории. Она написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста баса. Текстовую основу пяти частей симфонии составляют стихи Евг. Евтушенко: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи» и «Карьера». Идея симфонии, ее пафос - обличение зла во имя борьбы за правду, за человека. И в этой симфонии сказывается присущий Шостаковичу активный, наступательный гуманизм.

После семилетнего перерыва, в 1969 году, создана Четырнадцатая симфония, написанная для камерного оркестра: струнных, небольшого количества ударных и двух голосов - сопрано и баса. В симфонии звучат стихи Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, М. Рильке и Вильгельма Кюхельбекера, Посвященная Бенджамину Бриттену симфония написана, по словам ее автора, под впечатлением «Песен и плясок смерти» М. П. Мусоргского. В великолепной статье «Из глубины глубин», посвященной Четырнадцатой симфонии, Мариэтта Шагинян писала: «…Четырнадцатая симфония Шостаковича, кульминация его творчества. Четырнадцатая симфония,- мне бы хотелось назвать ее первыми «Страстями Человеческими» новой эпохи,- убедительно говорит, насколько нужны нашему времени и углубленная трактовка нравственных противоречий, и трагедийное осмысление душевных испытаний («страстей»), сквозь искус которых проходит человечество».

Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича сочинена летом 1971 года. После многолетнего перерыва композитор возвращается к чисто инструментальной партитуре симфонии. Светлый колорит «игрушечного скерцо» I части ассоциируется с образами детства. В музыку органично «вписывается» тема из увертюры Россини «Вильгельм Телль». Траурная музыка начала II части в мрачном звучании медной группы рождает мысли об утрате, о первом страшном горе. Зловещей фантастикой наполнена музыка II части, какими-то чертами напоминающая сказочный мир «Щелкунчика». В начале IV части Шостакович снова прибегает к цитате. На этот раз это - тема судьбы из «Валькирии», предопределяющая трагическую кульминацию дальнейшего развития.

Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи-эпопеи нашего времени. Шостакович стал в ряды тех, кто активно и непосредственно преобразует мир. Его оружие - музыка, ставшая философией, философия - ставшая музыкой.

Творческие устремления Шостаковича охватывают все существующие жанры музыки - от массовой песни из «Встречного» до монументальной оратории «Песнь о лесах», опер, симфоний, инструментальных концертов. Значительный раздел его творчества посвящен камерной музыке, один из опусов которой - «24 прелюдии и фуги» для фортепиано занимает особое место. После Иоганна Себастьяна Баха к полифоническому циклу такого рода и масштаба мало кто отваживался прикоснуться. И дело не в наличии или отсутствии соответствующей техники, особого рода мастерства. «24 прелюдии и фуги» Шостаковича не только свод полифонической мудрости XX века, они ярчайший показатель силы и напряжения мышления, проникающего в глубь сложнейших явлений. Этот тип мышления сродни интеллектуальной мощи Курчатова, Ландау, Ферми, и потому прелюдии и фуги Шостаковича поражают не только высоким академизмом раскрытия тайн баховского многоголосия, а прежде всего философичностью мышления, проникающего действительно в «глубины глубин» своего современника, движущих сил, противоречий и пафоса эпохи великих преобразований.

Рядом с симфониями большое место в творческой биографии Шостаковича занимают его пятнадцать квартетов. В этом скромном по количеству исполнителей ансамбле композитор обращается к тематическому кругу, близкому тому, о котором он повествует в симфониях. Не случайно некоторые квартеты возникают почти одновременно с симфониями, являясь их своеобразными «спутниками».

В симфониях композитор обращается к миллионам, продолжая в этом смысле линию бетховенского симфонизма, квартеты же адресованы более узкому, камерному кругу. С ним он делится тем, что волнует, радует, гнетет, о чем мечтается.

Ни один из квартетов не имеет специального названия, помогающего понять его содержание. Ничего, кроме порядкового номера. И тем не менее смысл их понятен каждому, кто любит и умеет слушать камерную музыку. Первый квартет - ровесник Пятой симфонии. В его жизнерадостном строе, близком неоклассицизму, с задумчивой сарабандой I части, по-гайдновски искрящимся финалом, порхающим вальсом и задушевным русским запевом альта, протяжным и ясным, чувствуется исцеление от тяжких дум, одолевавших героя Пятой симфонии.

Мы помним, как в годы войны важна была лирика в стихах, песнях, письмах, как умножало душевные силы лирическое тепло нескольких задушевных фраз. Им проникнуты вальс и романс Второго квартета, написанного в 1944 году.

Как непохожи друг на друга образы Третьего квартета. В нем и беззаботность юности, и мучительные видения «сил зла», и полевое напряжение отпора, и лирика, соседствующая с философским раздумьем. Пятый квартет (1952), предваряющий Десятую симфонию, а в еще большей степени Восьмой квартет (I960) наполнены трагическими видениями - воспоминаниями военных лет. В музыке этих квартетов, как и в Седьмой, Десятой симфониях, резко противостоят силы света и силы тьмы. На титульном листе Восьмого квартета значится: «Памяти жертв фашизма и войны». Этот квартет написан в течение трех дней в Дрездене, куда Шостакович выехал для работы над музыкой к кинофильму «Пять дней, пять ночей».

Наряду с квартетами, в которых отражен «большой мир» с его конфликтами, событиями, жизненными коллизиями, у Шостаковича есть квартеты, которые звучат как страницы дневника. В Первом они жизнерадостны; в Четвертом говорят о самоуглублении, созерцании, покое; в Шестом - раскрываются картины единения с природой, глубокой умиротворенности; в Седьмом и Одиннадцатом - посвященным памяти близких людей, музыка достигает почти речевой выразительности, особенно в трагедийных кульминациях.

В Четырнадцатом квартете особенно ощутимы характерные черты русского мелоса. В І части музыкальные образы захватывают романтической манерой высказывания широкой амплитуды чувствований: от проникновенного восхищения перед красотами природы до порывов душевного смятения, возвращающегося к покою и умиротворенности пейзажа. Адажио Четырнадцатого квартета заставляет вспомнить русский по духу запев альта в Первом квартете. В III - финальной части - музыка очерчена танцевальными ритмами, звучащими то более, то менее отчетливо. Оценивая Четырнадцатый квартет Шостаковича, Д. Б. Кабалевский говорит о «бетховенском начале» его высокого совершенства.

Пятнадцатый квартет впервые прозвучал осенью 1974 года. Структура его необычна, он состоит из шести частей, следующих без перерыва одна за другой. Все части идут в медленном темпе: Элегия, Серенада, Интермеццо, Ноктюрн, Траурный марш и Эпилог. Пятнадцатый квартет поражает глубиной философской мысли, столь свойственной Шостаковичу во многих произведениях и этого жанра.

Квартетное творчество Шостаковича являет собой одну из вершин развития жанра в послебетховенский период. Так же, как в симфониях, здесь царит мир высоких идей, раздумий, философских обобщений. Но, в отличие от симфоний, в квартетах есть та интонация доверительности, которая мгновенно будит эмоциональный отклик аудитории. Это свойство квартетов Шостаковича роднит их с квартетами Чайковского.

Рядом с квартетами, по праву одно из высших мест в камерном жанре занимает Фортепианный квинтет, написанный в 1940 году, произведение, сочетающее глубокий интеллектуализм, особенно сказывающийся в Прелюдии и Фуге, и тонкую эмоциональность, где-то заставляющую вспомнить левитановские пейзажи.

К камерной вокальной музыке композитор обращается все чаще в послевоенные годы. Возникают Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса, В. Шекспира; вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»; Два романса на стихи М. Лермонтова, Четыре монолога на стихи А. Пушкина, песни и романсы на стихи М. Светлова, Е. Долматовского, цикл «Испанские песни», Пять сатир на слова Саши Черного, Пять юморесок на слова из журнала «Крокодил», Сюита на стихи М. Цветаевой.

Такое обилие вокальной музыки на тексты классиков поэзии и советских поэтов свидетельствует о широком круге литературных интересов композитора. В вокальной музыке Шостаковича поражает не только тонкость ощущения стиля, почерка поэта, но и умение воссоздать национальные особенности музыки. Это особенно ярко в «Испанских песнях», в цикле «Из еврейской народной поэзии», в романсах на стихи английских поэтов. Традиции русской романсной лирики, идущие от Чайковского, Танеева, слышатся в Пяти романсах, «пяти днях» на стихи Е. Долматовского: «День встречи», «День признаний», «День обид», «День радости», «День воспоминаний».

Особое место занимают «Сатиры» на слова Саши Черного и «Юморески» из «Крокодила». В них отражена любовь Шостаковича к Мусоргскому. Она возникла в юные годы и проявилась сначала в его цикле «Басен Крылова», затем - в опере «Нос», затем - в «Катерине Измайловой» (особенно в IV акте оперы). Трижды обращается Шостакович непосредственно к Мусоргскому, наново оркеструя и редактируя «Бориса Годунова» и «Хованщину» и впервые оркеструя «Песни и пляски смерти». И снова преклонение перед Мусоргским сказывается в поэме для солиста, хора и оркестра - «Казнь Степана Разина» на стихи Евг. Евтушенко.

Какой же сильной и глубокой должна быть привязанность к Мусоргскому, если, обладая такой яркой индивидуальностью, узнать которую можно безошибочно по двум-трем фразам, Шостакович так смиренно, с такой любовью - не подражает, нет, а перенимает и по-своему трактует манеру письма великого музыканта-реалиста.

Когда-то, восхищаясь гением Шопена, только что появившегося на европейском музыкальном небосклоне, Роберт Шуман писал: «Если бы жив был Моцарт, он написал бы концерт Шопена». Перефразируя Шумана, можно сказать: если б жил Мусоргский, он написал бы «Казнь Степана Разина» Шостаковича. Дмитрий Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (Мюзик-холл), драматический театр. К ним же примыкает музыка к кинофильмам. Назовем только несколько работ в этих жанрах из более чем тридцати кинофильмов: «Златые горы», «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Овод», «Пять дней - пять ночей», «Гамлет», «Король Лир». Из музыки к драматическим спектаклям: «Клоп» В. Маяковского, «Выстрел» А. Безыменского, «Гамлет» и «Король Лир» В. Шекспира, «Салют, Испания» А. Афиногенова, «Человеческая комедия» О. Бальзака.

Как ни различны по жанрам и масштабам работы Шостаковича в кино и театре, их объединяет одна общая черта - музыка создает свой, как бы «симфонический ряд» воплощения идей и характеров, оказывающий влияние на атмосферу фильма или спектакля.

Несчастливо сложилась судьба балетов. Здесь вина целиком падает на неполноценную сценарную драматургию. Но музыка, наделенная яркой образностью, юмором, блестяще звучащая в оркестре, сохранилась в виде сюит и занимает заметное место в репертуаре симфонических концертов. С большим успехом на многих сценах советских музыкальных театров идет балет «Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича по либретто А.Белинского, взявшего в основу киносценарий В. Маяковского.

Дмитрий Шостакович внес большой вклад в жанр инструментального концерта. Первым написан фортепианный концерт до минор с солирующей трубой (1933). Своей молодостью, озорством, юношеской обаятельной угловатостью концерт напоминает Первую симфонию. Через четырнадцать лет появляется глубокий по мысли, великолепный по размаху, по виртуозному блеску, скрипичный концерт; за ним, в 1957 году, Второй фортепианный концерт, посвященный сыну, Максиму, рассчитанный на детское исполнение. Список концертной литературы, вышедшей из-под пера Шостаковича, завершают виолончельные концерты (1959, 1967) и Второй скрипичный концерт (1967). Концерты эти - менее всего рассчитаны на «упоение техническим блеском». По глубине мысли и напряженной драматургии они занимают место рядом с симфониями.

Перечень сочинений, приведенный в данном очерке, включает только наиболее типичные произведения в основных жанрах. За пределами списка остались десятки названий в разных разделах творчества.

Путь его к мировой славе,- путь одного из величайших музыкантов ХХ столетия, смело устанавливающего новые вехи мировой музыкальной культуры. Путь его к мировой славе, путь одного из тех людей, для которых жить - значит быть в самой гуще событий каждого для своего времени, глубоко вникать в смысл происходящего, занимать справедливую позицию в спорах, столкновениях мнений, в борьбе и откликаться всеми силами своего гигантского дарования на все то, что выражено одним великим словом - Жизнь.

Сегодня мы узнаем о советском и русском композиторе и пианисте Дмитрии Шостаковиче. Кроме названых профессий, он также был музыкально-общественным деятелем, педагогом и профессором. Шостакович, биография которого будет рассмотрена в статье, имеет множество наград. Его творческий путь был тернистым, как путь всякого гения. Не зря его считают одним из крупнейших композиторов прошлого века. Дмитрий Шостакович написал 15 симфоний, 3 оперы, 6 концертов, 3 балета и множество произведений камерной музыки для кино и театра.

Происхождение

Интересный заголовок, не правда ли? Шостакович, биография которого является темой этой статьи, имеет весомую родословную. Прадед композитора был ветеринаром. В исторических документах сохранились сведения о том, что сам Петр Михайлович причислял себя к стану крестьян. При этом он был вольнослушающим студентом Виленской медико-хирургической академии.

В 1830-х годах был участником польского восстания. После того как оно было подвалено властями, Петр Михайлович со своей спутницей Марией был отправлен на Урал. В 40-вые годы семейство проживало в Екатеринбурге, где у пары в январе 1845 года родился сын, которого назвали Болеслав-Артур. Болеслав был почетным жителем Иркутска и имел право повсеместного проживания. Сын Дмитрий Болеславович родился в то время, когда молодая семья проживала в Нарыме.

Детство, молодость

Шостакович, краткая биография которого представлена в статье, родился в 1906 году, в доме, где позже Д. И. Менделеев арендовал территорию для Городской поверочной палатки. Мысли о музыке сформировались у Дмитрия примерно к 1915 году, в то время он стал студентом Коммерческой гимназии М. Шидловской. Если быть конкретнее, то мальчик заявил о том, что хочет связать свою жизнь с музыкой, после просмотра оперы Н. А. Римского-Корсакова под названием «Сказка о царе Салтане». Самые первые уроки фортепиано мальчику преподавала его мать. Благодаря её упорству и желанию Дмитрия через полгода он смог сдать вступительные экзамены в популярную на то время музыкальную школу И. А. Гляссера.

За время обучения мальчик достиг определенных успехов. Но в 1918 году парень покинул школу И. Гляссера по собственному желанию. Причиной этому послужило то, что преподаватель и ученик имели разную точку зрения на композицию. Через год о парне хорошо отозвался А. К. Глазунов, у которого Шостакович проходил слушание. Вскоре парень поступает в Петроградскую консерваторию. Там он обучается гармонии и оркестровке под руководством М. О. Штейнберга, контрапункту и фуге - у Н. Соколова. Помимо этого, парень также изучал дирижирование. Уже к концу 1919 года Шостакович создал первое оркестровое сочинение. Затем Шостакович (краткая биография - в статье) поступает в класс фортепиано, где обучается совместно Марией Юдиной и Владимиром Софроницким.

Приблизительно в это же время свою деятельность разворачивает «Кружок Анны Фогт», который ориентируется на новейшие западные веяния. Одним из активистом организации становится молодой Дмитрий. Здесь он знакомится с такими композиторами, как Б. Афанасьев, В. Щербачев.

В консерватории молодой человек учился очень прилежно. У него было истинное рвение и жажда знаний. И всё это при том, что время было очень напряженное: Первая мировая война, революционные события, гражданская война, голод и беспредел. Конечно же, все эти внешние события не могли обойти стороной консерваторию: в ней было очень холодно, а добраться туда можно было через раз. Обучение зимой было испытанием. Из-за этого многие студенты пропускали занятия, но только не Дмитрий Шостакович. Биография его демонстрирует упорство и твердую веру в себя на протяжении всей жизни. Невероятно, но почти каждый вечер он посещал концерты Петроградской филармонии.

Время было очень тяжелое. В 1922 году умирает отец Дмитрия, и вся семья оказывается без денег. Дмитрий не растерялся и начал искать работу, но вскоре ему пришлось перенести сложную операцию, которая чуть не стоила ему жизни. Несмотря на это, он быстро восстановился и устроился работать пианистом-тапёром. В это трудное время большую помощь оказал ему Глазунов, который позаботился о том, чтобы Шостакович получал персональную стипендию и имел дополнительный паек.

Жизнь после консерватории

Что же делает дальше Д. Шостакович? Биография его явно показывает, что жизнь его особо не жалела. Не убыл ли от этого его дух? Вовсе нет. В 1923 году молодой человек заканчивает консерваторию. В аспирантуре парень преподавал чтение партитур. По старой традиции известнейших композиторов он планировал стать гастролирующим пианистом и композитором. В 1927 парень получает почетный диплом на конкурсе имени Шопена, который проходил в Варшаве. Там он исполнил сонату, которую сам написал для дипломной работы. Но первым это сонату заметил дирижер Бруно Вальтер, который попросил Шостаковича немедленно прислать ему партитуру в Берлин. После этого Симфонию исполняли Отто Клемперер, Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини.

Также в 1927 году композитор пишет оперу «Нос» (Н. Гоголь). Вскоре он знакомится с И. Соллертинским, который обогащает молодого человека полезными знакомствами, историями и мудрыми советами. Эта дружба проходит через жизнь Дмитрия красной лентой. В 1928 году, после знакомства с В. Мейерхольдом, работает пианистом в одноименном театре.

Написание трех симфоний

А тем временем жизнь идет вперед. Композитор Шостакович, биография которого напоминает американские горки, пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которая полтора сезона вызывает у публики восторг. Но вскоре «горка» идет вниз - советская власть просто уничтожает эту оперу руками журналистов.

В 1936 году композитор заканчивает писать Четвертую симфонию, которая является пиком его творчества. К сожалению, впервые услышать её получилось только в 1961 году. Это произведение имело поистине монументальный размах. Оно сочетало в себе пафос и гротеск, лирику и интим. Считается, что именно эта симфония обозначила начало зрелого периода в творчестве композитора. В 1937 году мужчина пишет Пятую Симфонию, которую товарищ Сталин воспринял положительно и даже прокомментировал её в газете «Правда».

Эта симфония отличалась от предыдущих ярко выраженным драматическим характером, который был умело замаскирован Дмитрием в обычную симфоническую форму. Также с этого года он преподавал класс композиции в Ленинградской консерватории и вскоре стал профессором. И вот в ноябре 1939 года он презентует свою Шестую симфонию.

Время войны

Первые месяцы войны Шостакович проводит в Ленинграде, где начинает работать над следующей симфонией. Седьмая симфония была исполнена в 1942 году в Куйбышевском театре оперы и балета. В этом же году симфония звучит в блокадном Ленинграде. Организовал все это Карл Элиасберг. Это стало важным событием для сражающегося города. Всего через год Дмитрий Шостакович, краткая биография которого не перестает удивлять своими поворотами, пишет Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.

Вскоре жизнь композитора приобретает иное направление, так как он переезжает в Москву, где преподает инструментовку и композицию в столичной консерватории. Занимательно, что за все время преподавательской деятельности у него обучались такие видные люди, как Б. Тищенко, Б. Чайковский, Г. Галынин, К. Караев и другие.

Для того чтобы правильно выразить все то, что накопилось в душе, Шостакович прибегает к камерной музыке. В 1940-е годы он создает такие шедевры, как Фортепианное трио, Фортепианный квинтет, Струнные квартеты. А после окончания войны, в 1945 году, композитор пишет свою Девятую симфонию, которая выражает сожаление, грусть и обиду за все события войны, которые неизгладимым образом отразились на сердце Шостаковича.

1948 начался с обвинений в в «формализме» и «буржуазном декадентстве». Кроме того, композитора нагло обвинили в профнепригодности. Для того чтобы полностью уничтожить его веру в себя, власть лишила его звания профессора и поспособствовала скорейшему изгнанию из Ленинградской и Московской консерваторий. Более всего на Шостаковича нападал А. Жданов.

В 1948 году Дмитрий Дмитриевич пишет вокальный цикл под названием «Из еврейской народной поэзии». Но публичного представления не состоялось, так как Шостакович писал «в стол». Это было вызвано тем, что в стране активно развернулась политика «борьбы с космополитизмом». Первый скрипичный концерт, написанный композитором в 1948 году, был опубликован лишь в 1955-м по той же причине.

Шостакович, биография которого пестрит белыми и черными пятнами, смог вернуться к педагогической деятельности только после долгих 13 лет. Его приняли на работу в Ленинградскую консерваторию, где он управлял аспирантами, среди которых были Б. Тищенко, В. Биберган и Г. Белов.

В 1949 году Дмитрий создает кантату под названием «Песнь о лесах», которые является образцом патетического «большого стиля» в официальном искусстве на то время. Кантата была написана на стихи Е. Долматовского, которые рассказывали о восстановлении Советского Союза после войны. Естественно, премьера кантаты прошла просто замечательно, так как это устраивало власть. И вскоре Шостакович получил Сталинскую премию.

В 1950 году композитор принимает участие в Конкурсе имени Баха, который проходит в Лейпциге. Волшебная атмосфера города и музыка Баха очень вдохновляет Дмитрия. Шостакович, биография которого не перестает удивлять, пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано по приезде в Москву.

В течение следующих двух лет он сочиняет цикл пьес под названием «Танцы кукол». В 1953 году он создает свою Десятую симфонию. В 1954 композитор становится Народным артистом СССР, после такого как пишет «Праздничную увертюру» ко дню открытия ВСХВ. Творения этого периода полны жизнерадостности и оптимизма. Что случилось с вами, Шостакович Дмитрий Дмитриевич? Биография композитора не дает нам ответа, но факт остается фактом: все творения автора полны игривости. Также эти годы характерны тем, что Дмитрий начинает все больше сближаться с властью, благодаря чему занимает хорошие должностные посты.

1950-1970 годы

После того как Н. Хрущев был отстранён от власти, произведения Шостаковича снова стали приобретать более грустные нотки. Он пишет поэму «Бабий яр», а потом добавляет еще 4 части. Таким образом получается кантатная Тринадцатая симфония, которая публично прозвучала в 1962 году.

Последние годы композитора были тяжелыми. Биография Шостаковича, краткое содержание которой приведено выше, заканчивается печально: он много болеет, и вскоре у него обнаруживают рак легких. Также у него проявляется тяжелое заболевание ног.

В 1970 году Шостакович три раза приезжал в город Курган для лечения в лаборатории Г. Илизарова. Всего он провел здесь 169 дней. Умер этот великий человек в 1975 году, его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Семья

Имел ли семью и детей Д. Д. Шостакович? Краткая биография этого талантливого человека показывает, что личная жизнь всегда отражалась на его творчестве. Всего у композитора было три жены. Первая супруга Нина была профессором астрофизики. Интересно, что она училась у известнейшего физика Абрама Иоффе. При этом женщина отказалась от науки, чтобы полностью посвятить себя семье. В этом союзе появились двое детей: сын Максим и дочь Галина. Максим Шостакович стал дирижером и пианистом. Был учеником Г. Рождественского и А. Гаука.

Кого выбрал после этого Шостакович? Интересные факты биографии не перестают удивлять: его избранницей стала Маргарита Кайнова. Этот брак был лишь увлечением, которое быстро прошло. Пара пробыла вместе совсем недолго. Третьей спутницей композитора стала Ирина Супинская, которая работала редактором «Советского композитора». С этой женщиной Дмитрий Дмитриевич был до самой смерти, с 1962 по 1975 год.

Творчество

Что же отличает творчество Шостаковича? Он владел высоким уровнем техники, умел создавать яркие мелодии, отлично владел полифонией, оркестровкой, жил сильными эмоциями и отражал их в музыке, а также очень много работал. Благодаря всему вышеперечисленному он создавал музыкальные произведения, которые имеют самобытный, насыщенный характер, а также обладают большой художественной ценностью.

Его вклад в музыку прошлого столетия просто неоценим. Он до сих пор в значительной степени влияет на всех, кто хоть немного разбирается в музыке. Шостакович, биография и творчество которого были одинаково ярки, мог похвастаться большим эстетическим и жанровым разнообразием. Он сочетал тональные, ладовые, атональные элементы и создавал настоящие шедевры, которые сделали его всемирно известным. В его творчестве переплетались такие стили, как модернизм, традиционализм и экспрессионизм.

Музыка

Шостакович, биография которого полна взлетов и падений, учился отражать свои эмоции посредством музыки. На его творчество значительное влияние оказали такие деятели, как И. Стравинский, А. Берг, Г. Малер и т. д. Сам композитор все свободное время посвящал изучению авангардных и классических традиций, благодаря чему сумел создать собственный неповторимый стиль. Его стиль очень эмоционален, он трогает сердца и побуждает к мысли.

Наиболее яркими в его творчестве считаются струнные квартеты и симфонии. Последние писались автором на протяжении всей жизни, а вот струнные квартеты он сочинял только в последние годы жизни. В каждом из жанров Дмитрий написал по 15 произведений. Считается, что Пятая и Десятая симфонии - самые популярные.

В его творчестве можно заметить влияние композиторов, которых Шостакович уважал и любил. Сюда относятся такие личности, как Л. Бетховен, И. Бах, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Берг. Если брать во внимание творцов из России, то наибольшую преданность Дмитрий питал к Мусоргскому. Специально для его опер («Хованщина» и «Борис Годунов») Шостакович написал оркестровки. Влияние этого композитора на Дмитрия особенно ярко проявляется в некоторых отрывках оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и в разных сатирических произведениях.

В 1988 на экране вышел художественный фильм под названием «Свидетельство» (Британия). Он был снят по мотивам книги Соломона Волкова. Как утверждает автор, книга написана на основе личных воспоминаний Шостаковича.

Дмитрий Шостакович (биография и творчество кратко изложены в статье) - это человек необычайно судьбы и большого таланта. Он проделал долгий путь, но слава никогда не была его первостепенной целью. Он творил только из-за того, что эмоции переполняли его и молчать было невозможно. Дмитрий Шостакович, биография которого дает много поучительных уроков, - настоящий пример преданности своему таланту и жизненной стойкости. Не только начинающие музыканты, а все люди должны знать о таком великом и удивительном человеке!

Творческий путь Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) неразрывно связан с историей всей советской художественной культуры и получил активное отражение в прессе (еще при жизни о композиторе вышло множество статей, книг, очерков, т.д.). На страницах прессы же он был назван гением (композитору тогда было всего 17 лет):

«В игре Шостаковича…радостно-спокойная уверенность гения. Мои слова относятся не только к исключительной игре Шостаковича, но и к его сочинениям» (В. Вальтер, критик).

Шостакович – один из наиболее самобытных, оригинальных, ярких художников. Вся его творческая биография – путь истинного новатора, совершившего целый ряд открытий в области как образной, так и – жанров и форм, ладово-интонационной. В то же время, его творчество органично впитало лучшие традиции музыкального искусства. Огромную роль для него сыграло творчество , принципы которого (оперные и камерно-вокальные) композитор привнес в сферу симфонизма.

Кроме того, Дмитрий Дмитриевич продолжил линию героического симфонизма Бетховена, лирико-драматического симфонизма . Жизнеутверждающая идея его творчества восходит к Шекспиру, Гете, Бетховену, Чайковскому. По артистической природе

«Шостакович – “человек театра”, он знал и любил его» (Л. Данилевич).

В то же время его жизненный путь как композитора и как человека связан с трагическими страницами советской истории.

Балеты и оперы Д.Д.Шостаковича

Первые балеты – «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»

Коллективный герой произведения – футбольная команда (что неслучайно, поскольку композитор увлекался спортом, профессионально разбирался в тонкостях игры, что давало ему возможность писать отчеты о футбольных матчах, был активным болельщиком, окончил школу футбольных судей). Далее появляется балет «Болт» на тему индустриализации. Либретто было написано бывшим конармейцем и само по себе, с современной точки зрения, было практически пародийным. Балет был создан композитором в духе конструктивизма. Современники по-разному вспоминали премьеру: одни говорят, что пролетарская публика ничего не поняла и освистала автора, другие вспоминают, что балет прошел под овации. Музыка балета «Светлый ручей» (премьера – 04.01.35), действие которого происходит в колхозе, насыщена не только лирическими, но и комическими интонациями, что также не могло не отразиться на участи композитора.

Шостакович в ранние годы много сочинял, но часть произведений оказалась собственноручно им уничтожена, как, например, первая опера «Цыганы» по Пушкину.

Опера «Нос» (1927-1928)

Она вызвала ожесточенные споры, в результате чего оказалась надолго снята с репертуара театров, позже – вновь воскресла. По собственным словам Шостаковича, он:

«…менее всего руководствовался тем, что опера есть по преимуществу музыкальное произведение. В “Носе” элементы действия и музыки уравнены. Ни то, ни другое не занимает преобладающего места».

В стремлении к синтезу музыки и театрального представления, композитор органично объединил в произведении собственную творческую индивидуальность и различные художественные веяния («Любовь к трем апельсинам» , «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека). Огромное влияние на композитора оказала театральная эстетика реализма В целом, «Нос» закладывает основы, с одной стороны, реалистического метода, с другой – «гоголевского» направления в советской оперной драматургии.

Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»)

Она была отмечена резким переходом от юмора (в балете «Болт») к трагедии, хотя трагедийные элементы уже сквозили в «Носе», составляя его подтекст.

Это – «…воплощение трагического ощущения жуткой бессмыслицы изображаемого композитором мира, в котором попрано все человеческое, а люди – жалкие марионетки; над ними возвышается его превосходительство Нос» (Л. Данилевич).

В такого рода контрастах исследователь Л. Данилевич видит их исключительную роль в творческой деятельности Шостаковича, и шире – в искусстве века.

Опера «Катерина Измайлова» посвящена жене композитора Н. Варзар. Изначальный замысел был масштабен – трилогия, изображающая судьбы женщины в различные эпохи. «Катерина Измайлова» была бы первой ее частью, изображающей стихийный протест героини против «темного царства», толкающего ее на путь преступлений. Героиней следующей части должна была бы стать революционерка, а в третьей части композитор хотел показать судьбу советской женщины. Этому замыслу осуществиться было не суждено.

Из оценок оперы современниками показательны слова И.Соллертинского:

«Можно утверждать с полной ответственностью, что в истории русского музыкального театра после «Пиковой дамы» не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как «Леди Макбет».

Сам композитор называл оперу «трагедией-сатирой», объединив тем самым две важнейшие стороны своего творчества.

Однако 28.01.36 в газете «Правда» появляется статья «Сумбур вместо музыки» об опере (которая уже получила высокую оценку и признание публики), в которой Шостаковича обвиняли в формализме. Статья оказалась результатом непонимания сложных эстетических вопросов, поднимаемых оперой, но в результате имя композитора резко обозначилось в негативном ключе.

В этот тяжкий период для него оказалась неоценимой поддержка многих коллег и , который публично заявил, что приветствует Шостаковича словами Пушкина о Баратынском:

«Он у нас оригинален – ибо мыслит».

(Хотя поддержка Мейерхольда вряд ли могла в те годы быть именно поддержкой. Скорее, она создавала опасность для жизни и творчества композитора.)

В довершение ко всему, 6 февраля в этой же газете выходит статья «Балетная фальшь», фактически зачеркивающая балет «Светлый ручей».

Из-за этих статей, нанесших жесточайший удар композитору, его деятельность как оперного и балетного композитора завершилась, несмотря на то, что его постоянно пытались заинтересовать различными проектами в течение многих лет.

Симфонии Шостаковича

В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений.

  • О Первой симфонии американский музыкальный журнал в 1939 году писал:

Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества.

  • Вторая симфония – это отражение современной композитору жизни: имеет название «Октябрю», заказана к 10-летию Октябрьской революции агитотделом Музыкального сектора Государственного издательства. Обозначила начало поиска новых путей.
  • Третья симфония отмечена демократичностью, песенностью музыкального языка в сравнении со Второй.

Начинает рельефно прослеживаться принцип монтажной драматургии, театральность, зримость образов.

  • Четвертая симфония – симфония-трагедия, знаменующая новый этап в развитии симфонизма Шостаковича.

Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени». Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал:

«В музыке Четвертой симфонии бурлит и клокочет сама жизнь».

  • Пятую симфонию часто сопоставляют с шекспировским типом драматургии, в частности, с «Гамлетом».

«должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий».

Так, о своей Пятой симфонии он говорил:

«Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения».

  • Поистине знаковой стала Седьмая симфония («Ленинградская») , написанная в блокадном Ленинграде под непосредственным впечатлением от страшных событий Второй мировой войны.

По мнению Кусевицкого, его музыка

«необъятна и человечна и может сравниться с универсальностью человечности гения Бетховена, родившегося, как и Шостакович, в эпоху мировых потрясений…».

Премьера Седьмой симфонии состоялась в осажденном Ленинграде 09.08.42 с трансляцией концерта по радио. Максим Шостакович, сын композитора, считал, что в этом произведении отражен не только антигуманизм фашистского нашествия, но и антигуманизм сталинского террора в СССР.

  • Восьмая симфония (премьера 04.11.1943) – первая кульминация трагедийной линии творчества композитора (вторая кульминация – Четырнадцатая симфония), музыка которой вызывала полемику с попытками принизить ее значимость, однако она признана одним из выдающихся произведений ХХ века.
  • В Девятой симфонии (завершена в 1945) композитор (существует такое мнение) откликнулся на окончание войны.

В стремлении избавиться от пережитого, он предпринял попытку обращения к безмятежным и радостным эмоциям. Однако в свете прошлого это уже было невозможным – основную идейную линию неизбежно оттеняют драматические элементы.

  • Десятая симфония продолжила линию, заложенную в симфонии №4.

После нее Шостакович обращается к иному типу симфонизма, воплощающему народный революционный эпос. Так, появляется дилогия – симфонии №№ 11 и 12, носящие названия «1905 год» (симфония № 11, приурочена к 40-летию Октября) и «1917 год» (симфония № 12).

  • Симфонии Тринадцатая и Четырнадцатая также отмечены особыми жанровыми признаками (черты оратории, влияние оперного театра).

Это – многочастные вокально-симфонические циклы, где в полной мере проявилось тяготение к синтезу вокального и симфонического жанров.

Симфоническое творчество композитора Шостаковича многопланово. С одной стороны, это произведения, написанные под воздействием страха перед тем, что происходит в стране, некоторые из них написаны по заказу, некоторые, чтобы обезопасить себя. С другой стороны, это и правдивые и глубокие размышления о жизни и смерти, личные высказывания композитора, который мог свободно говорить только на языке музыки. Такова Четырнадцатая симфония . Это вокально-инструментальное произведение, в котором использованы стихи Ф.Лорки, Г.Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.Рильке. Основная тема симфонии – размышление о смерти и человеке. И хотя сам Дмитрий Дмитриевич на премьере сказал, что это музыка и жизни, но сам музыкальный материал говорит о трагическом пути человека, о смерти. Поистине композитор поднялся здесь до высоты философских размышлений.

Фортепианное творчество Шостаковича

Новое стилевое направление в фортепианной музыке ХХ в., отрицая во многом традиции романтизма и импрессионизма, культивировало графичность (порой – нарочитую сухость) изложения, иногда – подчеркнутую остроту и звонкость; особое значение приобретала четкость ритма. В его формировании важная роль принадлежит Прокофьеву, и многое характерно для Шостаковича. Например, он широко пользуется различными регистрами, сопоставляет контрастные звучности.

Уже в детском творчестве он пытался откликнуться на исторические события (фортепианная пьеса «Солдат», «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции»).

Н. Федин отмечает, вспоминая консерваторские годы молодого композитора:

«Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно».

Часть своих ранних произведений композитор уничтожил и, за исключением «Фантастических танцев», не опубликовал ни одного из сочинений, написанных до Первой симфонии. «Фантастические танцы» (1926) быстро завоевали популярность и прочно вошли в музыкально-педагогический репертуар.

Цикл «Прелюдий» отмечен поисками новых приемов и путей. Музыкальный язык здесь лишен вычурности, нарочитой сложности. Отдельные черты индивидуального композиторского стиля тесно переплетаются с типично русским мелосом.

Фортепианная соната №1 (1926) первоначально была названа «Октябрьской», представляет собой дерзкий вызов условностям и академизму. В произведении отчетливо прослеживается влияние фортепианного стиля Прокофьева.

Характер цикла фортепианных пьес «Афоризмы» (1927), состоящий из 10 пьес, напротив, отмечен камерностью, графичностью изложения.

В Первой Сонате и в «Афоризмах» Кабалевский видит «бегство от внешней красивости».

В 30-е годы (после оперы «Катерина Измайлова») появляются 24 прелюдии для фортепиано (1932-1933) и Первый фортепианный концерт (1933); в этих произведениях формируются те черты индивидуального фортепианного стиля Шостаковича, что позднее четко обозначатся во Второй сонате и фортепианных партиях Квинтета и Трио.

В 1950-51 появляется цикл «24 прелюдии и фуги» ор. 87, отсылающий по своей структуре к ХТК Баха. Кроме того, подобных циклов до Шостаковича не создавал ни один из русских композиторов.

Вторая фортепианная соната (ор. 61, 1942) написана под впечатлением смерти Л. Николаева (пианиста, композитора, педагога) и посвящена его памяти; одновременно она отразила события войны. Камерностью отмечен не только жанр, но и драматургия произведения.

«Быть может, нигде еще Шостакович не был так аскетичен в области фортепианной фактуры, как здесь» (Л. Данилевич).

Камерное творчество

Композитором создано 15 квартетов. К работе над Первым квартетом (ор. 40, 1938), по собственному признанию, он приступил «без особых мыслей и чувств».

Однако работа Шостаковича не только увлекла, но переросла в замысел создания цикла 24-х квартетов, по одному для каждой тональности. Однако жизнь распорядилась так, что этому замыслу не было суждено воплотиться.

Рубежным сочинением, завершившим его довоенную линию творчества, стал Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1940).

Это – «царство спокойных размышлений, овеянных лирической поэзией. Здесь – мир высоких мыслей, сдержанных, целомудренно ясных чувств, сочетающихся с праздничным весельем и пасторальными образами» (Л. Данилевич).

Позже композитор такого спокойствия в своем творчестве уже обрести не мог.

Так, в Трио памяти Соллертинского воплощены как воспоминания об ушедшем друге, так и мысли обо всех, кто погиб в страшное военное время.

Кантатно-ораториальное творчество

Шостаковичем создан новый тип оратории, особенности которого заключаются в широком использовании песенных и иных жанров и форм, а также – публицистичности и плакатности.

Эти черты воплотила солнечно-светлая оратория «Песнь о лесах», создававшаяся «по горячим следам событий», связанных с активизацией «зеленого строительства» – созданием лесозащитных полос. Содержание ее раскрывается в 7 частях

(«Когда окончилась война», «Оденем Родину в леса», «Воспоминание о прошлом», «Пионеры сажают леса», «Сталинградцы выходят вперед», «Будущая прогулка», «Слава»).

Близка стилю оратории кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) на сл. Долматовского.

И в оратории, и в кантате наблюдается тенденция к синтезу песенно-хоровой и симфонической линий творчества композитора.

Примерно в этот же период появляется цикл из 10 поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов рубежа столетий (1951), являющийся выдающимся образцом революционного эпоса. Цикл – первое произведение в творчестве композитора, где отсутствует инструментальная музыка. Некоторые критики считают, что произведения, созданные на слова Долматовского, посредственного, но занимавшего в советской номенклатуре большое место, помогали композитору заниматься творчеством. Так, один из циклов на слова Долматовского был создан сразу после 14-ой симфонии, как бы в противовес ей.

Киномузыка

Киномузыка играет огромную роль в творчестве Шостаковича. Он – один из пионеров этого рода музыкального искусства, реализовавшего его извечное стремление ко всему новому, неизведанному. В то время кино еще было немым, и музыка для кинофильмов рассматривалась как эксперимент.

Создавая музыку для кинофильмов, Дмитрий Дмитриевич стремился не к собственно иллюстрации зрительного ряда, но – эмоционально-психологическому воздействию, когда музыка вскрывает глубинный психологический подтекст происходящего на экране. Кроме того, работа в кино побудила композитора обратиться к неизвестным ему ранее пластам национального народного творчества. Музыка к кинофильмам помогала композитору тогда, когда не звучали его основные произведения. Так же, как переводы помогали Пастернаку, Ахматовой, Мандельштаму.

Некоторые из кинофильмов с музыкой Шостаковича (это были разные фильмы) :

«Юность Максима», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет», «Король Лир» и др.

Музыкальный язык композитора нередко не соответствовал утвердившимся нормам, во многом отражал его личные качества: он ценил юмор, острое слово, сам отличался остроумием.

«Серьезность в нем сочеталась с живостью характера» (Тюлин).

Впрочем, нельзя не отметить, что музыкальный язык Дмитрия Дмитриевича со временем становился все более мрачным. И если говорить о юморе, то с полной уверенностью можно назвать его сарказмом (вокальные циклы на тексты из журнала «Крокодил», на стихи капитана Лебядкина, героя романа Достоевского «Бесы»)

Композитор, пианист, Шостакович также был педагогом (профессор Ленинградской консерватории), воспитавшим целый ряд выдающихся композиторов, в числе которых – Г. Свиридов, К. Караев, М. Вайнберг, Б. Тищенко, Г. Уствольская и др.

Для него огромное значение имела широта кругозора, и он всегда чувствовал и отмечал разницу между внешне-эффектной и глубоко-внутренней эмоциональной стороной музыки. Заслуги композитора получили высочайшую оценку: Шостакович находится в числе первых лауреатов Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени (что было в то время достижимым лишь для очень немногих композиторов).

Впрочем, сама человеческая и музыкальная судьба композитора – это иллюстрация трагедии гения в .

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Творчество Дмитрия Шостаковича великого советского музыкально-общественного деятеля, композитора, пианиста и педагога кратко изложенное в этой статье.

Творчество Шостаковича кратко

Музыка Дмитрия Шостаковича разнообразна и многопланова по жанрам. Она превратилась в классику советской и мировой музыкальной культуры XX столетия. Значение композитора как симфониста огромно. Он создал 15 симфоний с глубокими философскими концепциями, сложнейшим миром человеческих переживаний, трагическими и острыми конфликтами. Произведения пронизаны голосом художника-гуманиста, борющегося против зла и социальной несправедливости. Его неповторимый индивидуальный стиль подражал лучшим традициям русской и зарубежной музыки (Мусоргскому, Чайковскому, Бетховену, Баху, Малеру). В Первой Симфонии 1925 года проявились лучшие черты стиля Дмитрия Шостаковича:

  • полифонизация фактуры
  • динамика развития
  • частичка юмора и иронии
  • тонкая лирика
  • образные перевоплощения
  • тематизм
  • контраст

Первая симфония принесла ему известность. В дальнейшем он научился сочетать стили и звуки. Кстати, Дмитрий Шостакович имитировал звук артиллерийской канонады в своей 9-й симфонии, посвященной блокаде Ленинграда. Как Вы думаете, с помощью каких инструментов Дмитрий Шостакович имитировал данный звук? Сделал это он при помощи литавр.

В 10-той симфонии композитор внедрил приемы песенных интонаций и развертывания. Последующих 2 произведения ознаменовались обращением к программности.

Кроме того, Шостакович внес свой вклад в развитие музыкального театра. Правда, деятельность его ограничивалась редакционными статьями в газетах. Опера Шостаковича «Нос» была настоящим оригинальным музыкальным воплощением повести Гоголя. Она отличалась сложными средствами композиторской техники, ансамблевыми и массовыми сценами, многоплановой и контрапунктической сменой эпизодов. Важным ориентиром в творчестве Дмитрия Шостаковича была опера «Леди Макбет Мценского уезда». Она отличалась сатирической остротой в характере негативных персонажей, одухотворенной лирикой, суровым и возвышенным трагизмом.

Также влияние на творчество Шостаковича имел и Мусоргский. Об этом говорит правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углубленность, обобщение песенных и народных интонаций. Все это проявилось в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина», в вокальном цикле под названием «Из еврейской народной поэзии». Дмитрию Шостаковичу принадлежит важная заслуга в оркестровой редакции «Хованщины» и «Бориса Годунова», оркестровке вокального цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти».

Для музыкальной жизни Советского Союза крупными событиями было появление концертов для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, камерных произведений, написанных Шостаковичем. К ним относят 15 струнных квартетов, фуги и 24 прелюдии для фортепиано, трио памяти, фортепианный квинтет, циклы романсов.

Произведения Дмитрия Шостаковича — «Игроки», «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», «Золотой век», «Светлый ручей», «Песнь о лесах», «Москва — Черёмушки», «Поэма о Родине», «Казнь Степана Разина», «Гимн Москве», «Праздничная увертюра», «Октябрь».

Дмитрий Шостакович, биография которого интересует многих любителей классической музыки - известный советский композитор, прославившийся далеко за пределами родной страны.

Детство Шостаковича

Родился 25 сентября 1906 года в Петербурге в семье пианистки и химика. Музыкой, которая в его семье была важной составляющей (отец - страстный любитель музыки, мама - преподаватель игры на фортепиано), увлекся с малых лет: неразговорчивый худенький мальчик, садясь за фортепиано, превращался в дерзкого музыканта.

Свое первое произведение «Солдат» написал в 8-летнем возрасте, под влиянием постоянных разговоров взрослых о начавшейся Первой мировой войне. Д. Шостакович, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, стал учеником музыкальной школы И.А.Гляссера - известного педагога. Хотя с азами Дмитрия знакомила его мама.

В жизни Дмитрия наряду с музыкой всегда присутствовала любовь. Впервые волшебное чувство посетило юношу в 13-летнем возрасте: объектом любви стала 10-летняя Наталья Кубе, которой музыкант посвятил небольшую прелюдию. Но чувство постепенно угасло, а желание посвящать любимым женщинам свои творения осталось у виртуозного пианиста навсегда.

После учебы в частной школе, в 1919 году Дмитрий Шостакович, биография которого взяла профессиональный музыкальный старт, поступил в Петроградскую консерваторию, успешно окончив ее в 1923 году сразу по двум классам: композиции и игре на фортепиано. В это же время на его пути встретилась новая симпатия - прекрасная Татьяна Гливенко. Девушка была ровесницей композитора, симпатичной, прекрасно образованной, веселой и жизнерадостной, вдохновившей Шостаковича на создание Первой симфонии, которая по окончании учебного заведения была сдана в качестве дипломной работы. Выраженная в этом произведении глубина чувств была вызвана не только любовью, но и болезнью, ставшей следствием множества бессонных ночей композитора, его переживаний и депрессии, развивающейся на фоне всего этого.

Достойное начало музыкальной карьеры

Премьера Первой симфонии, облетевшей весь мир по прошествии многих лет, состоялась в 1926 году в Петербурге. Музыкальные критики рассмотрели в талантливом композиторе достойную замену эмигрировавшим из страны Сергею Рахманинову, Сергею Прокофьеву и Эта же симфония и принесла молодому композитору и виртуозному пианисту мировую известность. При выступлении на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в 1927 году, проходившем в Варшаве, на необычный талант Шостаковича обратил внимание один из членов конкурсного жюри Бруно Вальтер - австро-американский композитор и дирижер. Он предложил Дмитрию сыграть что-нибудь еще, и когда стала звучать Первая симфония, Вальтер попросил молодого композитора прислать ему в Берлин партитуру. 22 ноября 1927 года дирижер исполнил это чем прославил Шостаковича на весь мир.

В 1927 году талантливый Шостакович, биография которого насчитывает множество падений и взлетов, вдохновленный успехом Первой симфонии, принялся за создание оперы «Нос» по Гоголю. Далее был создан Первый фортепианный концерт, после которого в конце 20-х годов написаны еще две симфонии.

Дела сердечные

А что же Татьяна? Она, как и большинство незамужних девушек, достаточно долго ждала предложения руки и сердца, которое робкий Шостакович, испытывавший исключительно чистые и светлые чувства к своей вдохновительнице, то ли не догадывался, то ли не решался сделать. Более проворный кавалер, встретившийся на пути Татьяны, увел ее под венец; ему же она родила сына. По прошествии трех лет Шостакович, преследовавший все это время теперь уже чужую возлюбленную, предложил Татьяне стать его женой. Но девушка предпочла полностью прервать все отношения с талантливым поклонником, оказавшимся в жизни слишком робким.

Окончательно убедившись, что любимую не вернуть, Шостакович, биография которого тесно переплеталась с музыкой и любовными переживаниями, в том же году женился на Нине Варзар - молодой студентке, с которой прожил более 20 лет. Женщина, родившая ему двоих детей, стойко переживала все эти годы увлечения мужа другими женщинами, его частые измены и умерла раньше своего любимого супруга.

После смерти Нины Шостакович, краткая биография которого насчитывает несколько шедевральных и всемирно известных произведений, создавал семью дважды: с Маргаритой Кайоновой и Ириной Супинской. На фоне дел сердечных Дмитрий не переставал творить, но в отношениях с музыкой он вел себя гораздо решительнее.

На волнах настроения властей

В 1934 году в Ленинграде была поставлена опера «Леди Мценского уезда», сразу же принятая зрителем на «ура». Однако через полтора сезона ее существование оказалось под угрозой: музыкальное произведение подверглось резкой критике советских властей и было снято с репертуара. Премьера Четвертой симфонии Шостаковича, характеризовавшейся более монументальным размахом в отличие от предыдущих, должна была состояться в 1936 году. По причине нестабильной ситуации в стране и представителей государственной власти к людям творчества, первое исполнение музыкального произведения произошло лишь в 1961 году. 5-я симфония вышла в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны Шостакович принялся за 7-ю симфонию - «Ленинградскую», впервые исполненную 5 марта 1942 года.

С 1943 по 1948 год Шостакович занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории города Москвы, откуда впоследствии был изгнан сталинскими властями, взявшимися «наводить порядок» в Союзе композиторов, по причине профнепригодности. Выпущенное Дмитрием вовремя «правильное» произведение спасло его положение. Далее композитора ожидало вступление в партию (вынужденное), а также множество других обстоятельств, из которых все-таки было больше взлетов, чем падений.

Последние годы Шостакович, биография которого с интересом изучается многими поклонниками музыки, сильно болел, страдая раком легких. Не стало композитора в 1975 году. Прах его был похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Сегодня произведения Шостаковича, олицетворяющие ярко выраженную внутреннюю человеческую драму, передающие летопись ужасных душевных страданий - наиболее исполняемые во всем мире. Самые популярные - Пятая и Восьмая симфонии из пятнадцати написанных. Из струнных квартетов, которых тоже пятнадцать, наиболее исполняются Восьмой и Пятнадцатый.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...