Абсентеизм является формой политического поведения. Абсентеизм: понятие и определение

Абсентеизм - это уклонение от участия в политической жизни, бездействие народа, уклонение от своих электоральных функций.

Симптомами такой ситуации в обществе является низкая явка на выборах, низкая партийная активность.

Мне кажется это очень характерно для современной России. Я постоянно слышу от людей такие мнения о политике: "мне это не интересно", "политика - грязное дело", "все равно ничего не изменишь", "там все воры, какая разница кто там у власти, все хороши".

Это вместе с низкой явкой на выборах, вместе с низким уровнем участия нашего общества в политических партиях и политических акциях говорит о том, что в нашей стране наблюдается классический случай абсентеизма.

Причиной абсентеизма в нашей стране можно считать: разочарованность народа во власти и в политике, постоянной пропагандой в различных СМИ и ограничения в свободе слова, общее снижение уровня культуры и образованности общества, конформизм людей, малое количество независимых СМИ, отток (эмиграция) политически активного населения за границу.

Все это ведет к тому, что власть пользуется пассивностью общества и управляет страной без учета мнения народа, часто фальсифицируя различные выборы или манипулирует сознанием через подконтрольные СМИ.

Подобная ситуация наблюдается в некоторых бывших республиках Советского Союза. В-первую очередь это: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Турменистан, Казахстан, Молдова, Беларусь.

История человечества говорит о том, что власть всегда стремилась уменьшить, ограничить права общества на участие в политической жизни. Как мне кажется, исходя из самого определения абсентеизма как о добровольном уклонении от участия в политической жизни можно говорить только в последние 100 лет мировой истории. До этого тоталитарные, абсолютистские, авторитарные режимы всячески ограничивали возможности общества например участвовать в выборах власти. А обществе все эти века боролись за такие права. И только в последние годы у людей появилась сама возможность избирать власть (когда появились демократии) и соответственно уклоняться по собственному желанию от этого права.

Историки говорят, что в Древнем Риме в 3 веке наблюдался абсентеизм. Но вряд ли можно говорить, что у всех римлян были права участвовать в выборах, голосовать. Но многих даже демократических странах был имущественный ценз. Не любой гражданин могу участвовать в выборах, голосовать.

Поэтому если говорить про примеры абсентеизма в мировой литературе следует в первую очередь рассматривать современную литературу.
Из современных писателей на тему политики в современной России много пишет Захар Прилепин. Например, его книга "Санькя" может отчасти служить таким примером. Конечно, там главный герой принимает очень активное участие в политике, но вместе с тем показано общество довольно аполитичное, равнодушное в выборах и политической жизни страны.
Пример из классической литературы - это произведение Салтыкова-Щедрина "История одного города". Там не только показано абсолютно податливое, пассивное и легкоуправляемое общество без всяких политических амбиций, но и показаны истоки этого общества. Очень интересно произведение для любого человека, который хотел бы понять истоки современного российского абсентеизма.
Пример из зарубежной литературы - произведение Оруэлла "Скотный двор". После того, как случается на ферме революции, власть захватывают свинье, которые постепенно убеждают остальных животных фермы отказаться от своих политических прав. Общество "Скотного двора" проявляет абсолютную пассивность в отношении политики. Такое же поведение демонстрируют жители страны Океания в другой книге Оруэлла "1984".

Абсентеизм - крайне опасное для любого общества ситуация. Пассивное, равнодушное общество, уклоняющееся от участия в политической жизни страны - это прямая дорога к тоталитаризму и автократии.

  1. Сущность и формирование отношений политического представительства в современной России

    Диссертация >> Философия

    ... абсентеизма избирателей, выборы глав администраций состоялись везде и проходили в атмосфере высокой избирательной активности ... школы политических исследований. - 1995. - N2; Бурмистров Л.В. Выборы в странах СНГ : некоторые итоги и уроки для России ...

  2. Молодёжь в современной России

    Монография >> Социология

    Улучшению демографического потенциала страны содействовал значительный приток людей в Россию из стран СНГ и Балтии. С 1992 ... и политически активным , выражать свое мнение, в той или иной мере влиять на политическую ситуацию в стране , с другой ...

  3. Шпоргалки по конституционному праву

    Реферат >> Государство и право

    ... активной и действенной формой участия граждан России в политической жизни страны , хотя и другие ... человека и гражданина, опыт их за­щиты. Граждане... 69. РФ в СНГ Россия вправе участвовать в межгосударственных... нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм ) не...

  4. Политология Белоруссии

    Шпаргалка >> Политология

    Со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией . ... его взаимоотношениях с другими странами . 31.Политические партии - генезис, ... активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ ...

  5. Политиология

    Реферат >> Политология

    К политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие... Опыт показывает, что смягчение поли­тической напряженности в России , как и в других странах ... и несбалан­сированности политической активности основных субъектов в поли­тическом пространстве. В...

Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме

Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. Таким образом, можно говорить о том, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Некоторые современные политики отмечают в качестве причины нарастающего абсентеизма простую лень избирателей. Такой аргумент едва ли можно признать убедительным. Причины, разумеется, глубже, серьезнее и требуют специального исследования. Анализ политологов и социологов позволяет выявить следующие причины нарастающего абсентеизма:

  • 1. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения.
  • 2. Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон, т.е. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.
  • 3. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.
  • 4. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя Микова Е. Причины абсентеизма в молодежной среде и возможные способы его устранения [Электронный ресурс] / Е.Микова.- Режим доступа: http://dо.gеndосs.ru/dосs/indеx-38515.html (27 ноября 2013).

Стоит отметить, что эти причины оказывают влияние на все категории граждан. Но молодежь признается наиболее активной социальной группой, однако именно она, как правило, составляет основу современных абсентеистов. Молодой человек 18-25 лет не посещает избирательный участок по ряду причин: взгляд на родителей, индивидуальные интересы, отсутствие веры в силу собственного голоса. Как показывают исследования политологов, социально зрелым и адаптированным к современным условиям жизни общества человек становится к 21 году, т. е. это середина молодежного возраста, после этого рубежа изменить предпочтение, в том числе политические взгляды достаточно трудно. Если представить, что уже сейчас современный молодой человек, достойная часть общества и государства, игнорирует участие в жизни своей страны, посредством выбора представителя власти, то будущая обстановка в этой стране не представляется такой уж безоблачной.

На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах - самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия - представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых, среди которых важнейшими мне представляются следующие.

«Во-первых, низкий уровень политической культуры и политико-правовой грамотности молодежи, которая обусловливает тот факт, что молодежь, особенно та ее часть, что проживает в регионах, не имеет четкого представления о механизмах трансляции своих интересов во власть, а также способах влияния на политический процесс и государственную власть, механизмах контроля за исполнением общественного запроса и т.д. В условиях демократизации и реформирования особенно важно, чтобы население, в частности, молодое, адекватно воспринимало идеологические и иные основания политического курса, принимаемых решений и политических действия власти. Это обеспечивает легитимность, то есть поддержку проводимых реформ. Именно поэтому низкий уровень политической грамотности вызывает или аполитичность, или протестные настроения.

Во-вторых, утрата доверия к государственным органам и процедурам, например, к электоральному процессу. Это происходит, или когда общественный запрос на «входе» не корреспондируется с политическим решением на «выходе», или когда уже сложилась ситуация, согласно которой результаты политического участия молодежи не находят отклика в государственных структурах, за счет чего она теряет веру в то, что способна разрушить этот барьер и что-либо изменить в политической системе или политическом курсе. Кроме того, коррумпированность политической системы как на региональном, так и на общенациональном уровне, содействуют утверждению мнения среди молодежи, что любые важные реформы можно «притормозить» или отклонить, а вместо них будут осуществляться изменения, выгодные политической или экономической элите.

В-третьих, еще сохраняющееся представление о том, что между гражданским обществом и властью нет диалога, а существуют чуть ли не конфронтационные отношения. Это вызвано сформированной за всю историю российского государства традицией, что сильная власть в стране - основной субъект политического процесса, который как законными, так и насильственными методами регламентирует жизнь населения, выбирает и претворяет в жизнь политический курс и производит реформирование. А народ, в свою очередь, является, своего рода, оппозицией государственной власти, которая всегда находится «на периферии» политического процесса и мобилизуется только во время кризиса политической системы (переходные периоды). Именно так формировалась аполитичность, пассивность населения в отношении политики в стране. То есть можно сделать вывод, что эта причина тесно взаимодействует с типом политической культуры. До недавнего времени в России она обозначалась как подданническая, то есть было слабое участие населения в политике, его массовое смирение с тем, что политический курс будет осуществляться государственной властью почти без учета общественного мнения наряду с ожиданиями, что сильная власть удовлетворит все нужды и обеспечит достойный уровень жизни. Однако сейчас, на мой взгляд, идет плавная трансформация подданнической политической культуры в культуру участия (активистская политическая культура). Для верификации данного утверждения нужно сказать, что все больше людей стремится принять активное участие в формировании и реализации политики, независимо от того, какие методы ими избираются - законные или незаконные, позитивные или протестные.

В-четвертых, уже упомянутый уровень жизни молодежи также играет свою существенную роль, поскольку, имея низкий уровень дохода, молодой человек скорее стремится преодолеть свои финансовые проблемы, чем политические. Последние, логично, что отодвигаются на задний план.В-пятых, отсутствие постоянно и эффективно функционирующих социально-политических «лифтов» - то есть тех факторов и механизмов, возможно даже цензов, которые определяющим образом влияют на вертикальную социальную мобильность населения, в данном случае, в политической сфере. Это напрямую связано с рекрутированием новых компетентных членов из социума в ряды политической элиты страны, которое на практике заменяется отбором нового «политического персонала» за счет личных связей или коррупционных махинаций. Еще одна проблема в рамках этой причины - сопротивление старших поколений, прочно занимающих долгое время место в политике, направленное на то, чтобы не допустить молодое поколение к управлению. Чаще всего это объясняется неквалифицированностью новых кадров или их радикалистским желанием изменить политический курс, но основной причиной является боязнь старшего поколения потерять свои посты.

Суммируя все вышесказанное, проблема абсентеизма как одной из базовых вариаций политического участия молодежи в России сейчас стоит достаточно остро, потому что все вышеперечисленные причины сохраняются по сей день» Катушева К. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие [Электронный ресурс] / К. Катушева.- Режим доступа: http://rud.еxdat.соm/dосs/indеx-727397.html (30 ноября 2013). Хотелось бы отметить еще один важный факт. Поскольку институт выборов был привнесен в Россию из западных демократических режимов, которые в первые десятилетия демократизации и модернизации в мире (50-е гг. XX вв.) считались универсальной калькой для построения демократии, он еще не до конца укоренился в нашей стране в силу национальной специфики и исторического развития. Вместо того, чтобы получать поддержку со стороны населения, он скорее пока теряет свою ценность в глазах граждан, что вызвано и коррумпированность, и политическими традициями, и многими другими факторами. Все это приводит к политическому абсентеизму или нарастанию протестных настроений.

Среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса. Для ее устранения требуется повысить активность молодого избирателя, не только ознакомить его с конституционным правом избирать и быть избранным, но и показать механизм реализации этого права. Под правовой активностью следует понимать, прежде всего, свободное, правомерное поведение в части реализации своего субъективного избирательного права. С целью наиболее всестороннего анализа причин молодежного абсентеизма и возможностей его устранения, можно отметить элементы, составляющие части правовой активности граждан - это правовое воспитание, правовая культура и правосознание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере являются важными компонентами социально - психологической регуляции правомерного поведения. Здесь главным является то, что простое знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере. Правовая культура также выступает элементом правовой активности граждан, являясь ее фундаментом. Она выражается в единстве правомерного и социально - активного поведения индивида, его активной жизненной позиции в сфере права, законности и стремления к правопорядку.

Что касается правосознания как одного из элементов правовой активности граждан, то здесь главной является готовность гражданина к процессу реализации правовых норм в своем поведении.

Правосознание учитывает также нравственный и духовный потенциал населения, исторические особенности и характерные черты российского общества. Признается, что граждане сами, исходя из своей общечеловеческой, естественной сущности, должны найти наиболее правильный реальный путь применения правовой активности, в частности, в избирательном праве, где необходимость выбора продиктована уже в определении.

Итак, причин для уклонения от выборов существует достаточно много, но, среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политическая и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса, что заведомо ведет нас не к лучшему будущему. Необходимо изменить существующий в обществе стереотип, ведь свободные выборы - это не свобода ходить или не ходить на выборы, а свобода выбора среди представленных кандидатов.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения довольно большая. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом. Многие потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы, считают, что политические решения принимаются независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Люди не ощущают личной выгоды от участия в политике, считая, что она обслуживает интересы элиты.

На абсентеизм определенной части российского населения значительное влияние оказало крушение мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран.

Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Одни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы.

Российская практика развития политического процесса свидетельствует о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии.

Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2005 .

Абсентеизм как тип политического поведения

контрольная работа

1.1 Понятие и виды политического абсентеизма

Абсентеизм - (лат. absentis -- отсутствующий) -- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. .

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него, и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

Во всем мире наблюдается пагубная тенденция снижения активности избирателей, и это не может не тревожить специалистов. Возрастающая пассивность избирателей, нежелание идти на выборы, полнейшее безразличие - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности. По данным ВЦИОМ на выборах 1979г. Приняло участие 63% избирателей, в 1984г. - 61%, 1989г. - 58,5%, 1994г. - 56, 8%, значительное снижение числа избирателей отмечено в 1999г. - 49,85%, в 2004г. их число составило 45, 7%. Таким образом, на данный момент, по официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 52 млн. граждан, являющихся абсентеистами.

Современные исследования позволяют выявить категории абсентеистов:

И так абсентеизм - это добровольное, осознанное уклонение от выборов. В этой связи, прежде чем говорить о способах устранения такого положения дел, разберемся в причинах нежелания избирателей идти в день выборов на избирательные участки.

Политический режим -- это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический...

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов...

Выборы как основной институт политической системы

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Яшин А.А. Выборы и партии в регионах России: Сб...

Глобальное политическое прогнозирование

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления...

Идеологическое многообразие в РФ

Часть 1 статьи 30 Конституции РФ закрепляет следующее: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется...

Избирательные системы в зарубежных странах

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать...

Особенности применения прагматических стратегий в публичных выступлениях британских политических деятелей

Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели...

Политическая мифология России

В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении...

политический манипулирование кризис конфликт Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1. динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно...

Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

Теоретический анализ подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

Трансформация недемократических режимов в демократию

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы...

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в "безучастном" (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.

Электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не "участием во власти", а ценностно-ориентационной деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования.

Концепция "ограниченного электорального участия" не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о "нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп", мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или "меритократией", которые как раз и основаны на участии в политической жизни только "достойных представителей высших социальных страт". При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия "неучастие в голосовании", которое широко применяется социологами и политологами для описания процессов, протекающих в политической сфере жизни общества.

Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.

Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, процент нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.

Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что "молчащие" и "пассивные" составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как "молчаливое большинство".

Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.

На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Практика развития политического процесса в России говорит о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии. Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам.

Последние материалы раздела:

Христианская Онлайн Энциклопедия
Христианская Онлайн Энциклопедия

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать...

Принятие христианства на руси
Принятие христианства на руси

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в...

Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение
Профилактика, средства и способы борьбы с болезнями и вредителями рябины обыкновенной (красной) Болезни рябины и их лечение

Иногда в самый разгар лета листья теряют зеленый цвет. Такое преждевременное окрашивание листьев, не отработавших положенный срок, – показатель...